Юрий БОНДАРЕНКО: По ту сторону оптимизации

«Главное – максимально возможное сохранение того, что может безвозвратно уйти»
7 января 2017, 09:14 |  Мнения

В Казахстане вновь заговорили об оптимизации библиотек. Не буду судить о финансовой стороне дела - это вне моей компетенции. Но меня лично, как человека, который, словно раб к галере, прикован к книге, очень волнует судьба книжных фондов.

На моей памяти такие фонды «шерстились» не раз. Хорошо помню груды политброшюр, которые из собраний мелких библиотек вываливались прямо на землю. Особенно драматичной стала судьба библиотеки Дома политпросвещения и обкома партии. Было утрачено замечательное помещение, светлое и прохладное в любую жару. Ушли из сферы доступа специалистов замечательные старинные словари. Что-то просто раздали, что-то прямо пошло в утиль.

А ведь подборки старых изданий тают. Книги, которые даже из областной библиотеки я считанные годы назад мог взять на руки, сегодня уже исчезли. Как, впрочем, роздана и масса моих личных книг – невозможно же все держать дома! Правда, тут действует «закон подлости»: стоит только избавиться от какой-то книги и она почти сразу же понадобится. Хорошо еще, что какие-то из книг сейчас можно оцифровать.

Думаю, что при оптимизации библиотек уместны, по крайней мере, две вещи. Первая: по возможности максимально сохранить помещения, как места общественного пользования и клубной работы, как центры интеллектуальной деятельности. Вторая – выделение помещения, в котором хранились бы части фондов оптимизируемых библиотек. Многое из того, что выбрасывается в первую очередь и впоследствии уже не переиздается, может быть необычайно интересным для истории.

И здесь необходимы комиссии специалистов и просто библиофилов, которые при оптимизации помогли бы сохранить наиболее ценное сейчас или то, что могло бы оказаться востребованным в будущем. Что-то из отобранного можно было бы тоже оцифровывать, делая доступным для всех желающих. В том числе и материалы местных авторов. Смешно, но мне бывает проще пойти в ту же областную библиотеку, чем найти то, что писал сам, нежели отыскать ее в своих завалах. А сколько замечательных имен и авторов Костанайской области еще ждут своих кропотливых исследователей. Но для таких исследовательских, да и просто популяризаторских работ эти книги должны быть сначала просто доступны.

И это – не просто благие пожелания. У нас немало студентов, пишущих научные работы. Подрастают магистранты. И многие работы исторического характера, да и не только, могут быть, без всякого квасного патриотизма, написаны с использованием местного материала. Хотя, конечно же, местный материал может быть в должной мере осмыслен лишь с учетом более широкого масштаба явлений. Но главное – максимально возможное сохранение того, что может безвозвратно уйти. И уходит.

Например, прошел юбилей Н. И. Кандалина. А много ли в наших СМИ говорилось о нем, отдавшем столько сил созданию ныне погибшего вузовского литературного музея? А много ли было сказано о С. Ш. Шакибаеве, который на протяжении 10 лет возглавлял областное литературное объединение им. Майлина? Понятно, что наши оценки имен и событий не могут не меняться, но без бережного сохранения крупиц прошлого, включая и книги, не может быть настоящего.