Евгений ШИБАРШИН: Если бы да кабы…
Празднование 25-летия независимости Казахстана – хороший повод посмотреть на себя со стороны: какой стала наша страна после четверти века блуждания по лабиринтам Истории. Чем и занялись отечественные интеллектуалы. Но выдвинуться за границу личных пристрастий и стереотипов им не всегда удается.
Казахстан новейшей эпохи им виделся воплощением их собственных идеалов, но реальность оказалась слишком непохожей на предмет розовых мечтаний. В экономике хотели быть равными партнерами со всем торгующим миром, но так подсели на нефтяную «иглу», что, будучи зерно-мясо-молокопроизводящими, никак не можем избавиться от импорта продовольствия. В политике, имея богатый опыт «степной демократии», до сих пор не создали систему учета мнения общества в принятии главных для страны решений. В духовности, несмотря на вековые традиции нравственного поведения, главными критериями ценности человека утвердились размеры «бабла». Количество мечетей, церквей и молитвенных домов на душу населения резко возросло, однако нравственнее общество не стало.
Причины всех этих «прелестей» пореформенного времени вышеупомянутые работники умственного труда называют разные. Одни сожалеют, что не выкорчевали с корнем прежнюю партноменклатуру. Другие талдычат о «колониальном прошлом» Казахстана, преодолеть которое мешает сегодняшняя «агрессивная Россия». Третьи во всем винят «совковость» народа, которую вживила в граждан иждивенческая советская система. Четвертые заявляют, что страну губит «президентская вертикаль» власти.
Сказать, что эти взгляды не имеют никаких под собой оснований, было бы глупо. Но вот в чем проблема – все они оценивают лишь отдельные эпизоды сплошного исторического потока, в котором оказался степной край Центральной Азии. Значит, не в полной мере отражают причинно-следственные связи, определившие сегодняшний облик Казахстана.
Мы бесконечно перемалываем лишь умозрительные конструкции, субъективно описывающие только отдельные фрагменты всеобъемлющей истории нашей страны. Образующиеся при этом исследовательские «щели» превращаются в пространство, которое заполняют всякого рода интеллектуальные «жучки». Эти «короеды» съедают живую ткань древа Истории, поэтому нынешнему поколению достанется «сухостой».
Как бы не было обидно, но пытаться доказать, что Казахстан за 25 лет независимости мог стать лучшим, абсолютно бесплодно. Ибо тогда нужно ответить на вопрос: кто бы его таким сделал? Не потому, что у нас нет людей, желающих устроить страну лучшим образом. Дело в том, что они в большинстве своем считали (и мнение свое не изменили): благодать в нашу жизнь придет с введением капиталистических отношений.
Лозунг «Рынок решит все вопросы» до сих пор популярен. Хотя мало кто задумывается над тем, что рынок, как система абсолютно свободных от регулирования товарно-денежных отношений, давно уже умер. Вопрос только в том, кто его регулирует, какими методами и в чьих интересах?
Были в Казахстана люди, которые 25 лет назад понимали это? Сомневаюсь.
Тогда не надо во всех сегодняшних гримасах нашей действительности винить прошлое. Новейшую историю Казахстана творило сегодняшнее поколение. С него и спрос.
Последние новости