Юрий БОНДАРЕНКО: Чему учат дебаты?

«В глаза бросается театр, где один клоун переключает на себя внимание зрителей»
17 сентября 2016, 10:02 |  Мнения

Российские и американские предвыборные дебаты – это и своего рода школа полемики. «Как так? – можете воскликнуть вы. – Столько пустой болтовни и просто недопустимого в обычном человеческом разговоре, а тут - школа полемики?»

Но в том-то и суть, что антишкола тоже учит. Не буду касаться Штатов и суеты вокруг здоровья Клинтон. Дамочка эта после своего «вау» в день, когда растерзали Каддафи, не мой эталон. Да и далеко Америка. А вот что бросилось в глаза во время предвыборных российских дебатов.

Прежде всего - о том, что я с последующим анализом демонстрировал бы студентам, да и старшим школьникам, как образцы того, чего нельзя делать. Такие антиобразцы тоже очень значимы. Отваживали же спартанцы свою молодежь от пьянства, демонстрируя им напоенных до бесчувствия рабов-илотов.

Молчу о Жириновском. Это – ас, мастер забивать голы в ворота тех, за кого он вроде бы играет, смешивая фантазии с «правдой-маткой». Но что мы видим и слышим в целом, будь то сами предвыборные дебаты или, к примеру, телепрограмма «Время покажет»? Не полемику, а новгородское вече, где стараются друг друга перекричать. Мне не хватает наивности, чтобы упрекать лишь полемистов: микрофоны-то звучат одновременно и потому залы словесных ристалищ напоминают футбольное поле, на котором сердобольный старик Хоттабыч каждого из футболистов наделил своим мячом. Какой уж тут футбол! От подобных «игр» еще в детском садике отучают, а тут - нате вам, кушайте, принимая этот суррогат за пищу для размышлений.

А как замечательны «тролли»! Вот Олег Митволь. Не столь уж важно, о чем он пылко полемизирует. Такие, как он, не давая говорить другим своим ором, всякую полемику превращают в фарс. А если по сути? Перед нами замечательнейший, словно из кунсткамеры, наглядно-хрестоматийный образец к небольшой работе Гегеле «О тех, кто мыслит абстрактно». В этой работе Гегель писал: философов часто обвиняют в том, что они мыслят абстрактно. На самом деле абстрактно, то есть, отвлекаясь от сути дела, мыслит не философ, а, к примеру, торговка зеленью. Когда к ней подходит дама и говорит: «У тебя товар несвежий», а та в ответ: «А твоя мама с офицером гуляла».

Ох, и часто вспоминаешь на любых дебатах этих торговок! И в самом деле: как будто бы и демократия, и говори, что хочешь, критикуй, кого угодно, а в глаза бросается театр, где один клоун, или, как в одном из детских рассказов Юрия Сотника, выбежавшая на сцену кошка разом переключает на себя внимание восторженных зрителей.

Парадокс! Но, когда всматриваешься и вслушиваешься в подобное, склоняешься к грустной мысли: при фантастическом взлете технической цивилизации мир стал утрачивать то, что можно было бы назвать интеллектуально-словесным шоу. Таким шоу, когда не суета, не крики, а блеск мысли и слова завораживали зрителей и слушателей. Как будто не было ни Сократа, ни буддийских мудрецов, ни народных сказок, ни айтысов. А ведь известна масса таких примеров, когда герои историй могли и нас нынешних учить уму-разуму. Как в коротенькой афганской сказке, где некий невежа прокричал на узкой улочке: «С дороги, мать осла!», на что та спокойно ответила: «Ухожу, ухожу, сын мой!»

Тут, я думаю, есть над чем критически поразмыслить. И уже о нас самих.