Ирина БУРЕЕВА: Искусство как спасение

"В потоках информации стало сложно «поймать тишину», побыть наедине с собой"
22 мая 2016, 17:06 |  Мнения

В эти дни всюду проходят «Ночи музеев». В будни, в выходные, с помпой, песнями-плясками, пирогами-кулебяками, а еще - бесплатными экскурсиями, лекциями, мастер-классами и прочими полезными активностями. Народ идет толпами, ему нравится, и это здорово!

В Москве, например, люди заранее изучают программу дня и пытаются посетить максимум музеев, выставок, экскурсий. С одной стороны, халяву никто не отменял (госучреждения в этот день работают бесплатно), с другой – можно попасть на редкую творческую встречу, выставку из запасников, квест, необычные ночные концерты. И лично я верю, что именно эта эксклюзивность подогревает интерес к «Ночи музеев», и потому поклонников акции с каждым годом становится все больше.

Москва и Санкт-Петербург вообще переживают настоящий бум на музеи и выставки. Недавняя выставка, приуроченная к юбилею Валентина Серова, побила все рекорды посещаемости. На выставку Льва Бакста, Фриды Кало или Тони Крэга этой весной москвичи уезжали в Санкт-Петербург целыми «сапсанами», и в любой интеллигентной компании разговор обязательно заходил об этих культурных событиях.

Почему такой ажиотаж? Есть наблюдения, что в кризис все начинают ходить в музеи, количество посетителей резко увеличивается. И так повсюду в мире. Ты не можешь купить новый автомобиль, но ты можешь часто ходить в музей, впечатляться и получать удовольствие. И мне кажется, люди ходят в музеи не потому, что некуда пойти, а потому, что каждый ищет повод для оптимизма.

Люди готовы часами стоять в очереди, чтобы увидеть подлинники, хотя эти же картины можно рассмотреть в художественном альбоме. Но в музее все понимают, что видят подлинную вещь, и это особое глубокое чувство. Оно очень нужно людям в сегодняшнем мире, где уже не всегда понимаешь, что фэйк, а что правда.

Меня радует, что в Костанае тоже с успехом прошла «Ночь музеев». Я прекрасно помню, как впервые ребенком попала в краеведческий музей и какое глубокое впечатление на меня произвела Расстрельная стена. Еще помню скелеты в зале про древнюю историю нашего края - детская память так избирательна. С благодарностью вспоминаю педагога по изобразительному искусству на УПК Ирину Анатольевну Пак, которая водила нас в выставочный зал и готовила к сложному экзамену по истории искусств. С тех пор я побывала во многих лучших музеях мира и, благодаря ей, узнаю все шедевры без подсказки.

Мне кажется очень важным ходить в музеи, на выставки, водить в них детей, чтобы изучать историю и не повторять ошибок прошлого, думать, чувствовать, спорить, дискутировать. Взрослые сегодня совсем утратили способность вести дискуссии. Каждый стремится навязать собственное мнение и отвергнуть чужое. В потоках информации стало сложно «поймать тишину», побыть наедине с собой. А музеи, как сакральные хранилища, в своих безмолвных залах могут настроить на правильную волну, на созерцание и размышления.

В последнем фильме А. Сокурова «Франкофония» (о спасении главного музея Европы, Лувра, в дни оккупации Парижа Германией) режиссер тихим голосом из-за кадра говорит о том, о чем говорить не принято. О том, что именно искусство делает человека человеком. Без него мы не были бы людьми. Посмотрите фильм, может, вы сможете ответить на сокуровский вопрос: кто бы мы были без музеев?