Петр Своик: семейно-клановую борьбу пора облечь в партийную форму

Петр Своик: концентрация всех государственных полномочий может стать неподъемной для одного человека

Ольга ЛИХОГРАЙ

26 ноября 2014, 15:34 |  Государство

В Казахстане центр власти должен быть перенесен с должности президента на партию «Нур Отан». Только такая реформа, по мнению политолога Петра СВОИКА, поможет относительно безболезненно выйти на новый уровень правления и одновременно спасти существующий режим.

Арест бывшего премьер-министра Серика Ахметова, по мнению Своика, подтвердил его выводы. Прогнозами о том, как скоро и какие структурные изменения во власти произойдут в Казахстане, эксперт поделился с «НГ».

- Петр Владимирович, недавний арест Серика Ахметова одни политологи назвали «разборками» между кланами и вытеснением с политического Олимпа карагандинцев, другие отметили, что изменился статус неприкасаемости высокопоставленных чиновников. Третьи посчитали, что это сделано из педагогических соображений... Для вас этот арест с чем связан прежде всего?

- Со всем, что вы перечислили, но в большой степени - с «зачисткой» карагандинской оппозиции. Так сложилось, что средний жуз, к которому относится и Карагандинская область, всегда был в оппозиции. Видные деятели - от Кажегельдина до Жакиянова - оттуда. Их интеграция во власть никогда не получалась. Они были той оппозицией, которая пользуется демократическими лозунгами, но в сущности зеркалит существующий режим и борется его же старыми степными методами. Восточное крыло среднего жуза давно не при власти, идет «зачистка» центрального.

- Кто побеждает в борьбе кланов, и как это отразится на ситуации в стране?

- Судя по тому, кого сажают, побеждают южане. Это решительный политический момент, приближаются политические развязки. Концентрация всех государственных полномочий, а по факту и экономических, потому что власть и бизнес у нас не разделены, в современной ситуации может стать неподъемной для одного человека. Слишком много разных задач нужно решать одному человеку, и на него ложится слишком большая ответственность. Он, не желая того, будет делать много ошибок. Одно дело, когда это автор системы, который ее же и создал и имеет историческое право командовать другими, и совсем другое, когда целый ряд людей из того же прошлого может задать получателю этих полномочий вопрос - ты кто такой?

- Вы как-то сказали, что власть в руках даже Дариги Назарбаевой для многих может оказаться опасным орудием. Вы реально допускаете, что она может стать новым лидером?

- Это большой вопрос. Подобная несовременная форма организации власти, когда она оформляется как конституционная и как парламентская, но на самом деле является феодально-клановой, может просто не получиться у любого другого исполнителя, будь то дочка или помощник президента.

- А понятие преемственности еще существует?

- Преемственность работала в Средние века и при определенных условиях. Она либо освящалась религиозными традициями, либо была продиктована силовой традицией. Традиции чингизидов, которые несколько веков правили степью, говорят о том, что споры и раздоры были для них нормальным явлением. Претенденты на ханский престол задавали друг другу вопрос - ты кто такой? Свою исключительность нужно было доказывать, и огромное количество чингизидов погибло в этих разборках, но сейчас не те времена, чтобы таким образом генерировать власть.

- То есть действующего президента реально некем заменить?

- В том-то и дело, что Нурслутан Назарабаев незаменим и не воспроизводим на персональном уровне. Весь его ближний круг состоит из царедворцев, родственников, бизнес-партнеров и просто слуг, но никак не из равнозначных ему людей. Плюс изменение общей ситуации. Когда он был первым секретарем компартии Казахстана, вся собственность и деньги были общенародными, читай - государственными. У него были объективные возможности распределять общенародные ресурсы между частниками. Сейчас все уже распределено, можно только перераспределять.

- Но чтобы перераспределить, нужно сначала отобрать у тех, в чьих руках все сосредоточено...

- Поэтому новый носитель власти должен продемонстрировать, что он может перераспределять. Но у него это не получится, потому что он на равных со многими, кто стоит сейчас у власти. Они могут сказать: ты не лучше нас, мы не согласны, что ты хочешь у нас это отнять и передать. Отдавать и передавать будут посты, ведь в такой системе, как наша, пост - это бизнес. Выше пост - больше бизнес. Вопрос о том, кого новый президент назначит главой национальный компании, стратегический. Новому президенту кто-то обязательно скажет, что он не прав, назначая этого. А когда попытается назначить другого, второй скажет, что он снова не прав. И придется ломать всю систему под себя, устраивая жесткие разборки, либо идти на поводу у того, с кем он не может спорить. Но такой президент станет просто ширмой для каких-то реально правящих группировок, и система не будет устойчивой.

- Но выход все равно придется найти, хотя бы потому, что действующий президент не вечный.

- Выход есть. И очень может быть, что режим на него пойдет, потому что он будет спасением для режима. Нужно персонифицированную власть и бизнес превращать в институциализированную форму. Власть должна быть не президентской, а хотя бы президентско-парламентской. Семейно-клановую, корпоративную борьбу нужно облечь в партийную форму.

- Вы считаете, что на данном этапе в Казахстане реальна такая форма власти?

- С точки зрения того, что такая система будет работать, реально, даже необходимо. Но решится ли на это власть - пока вопрос.

- Как скоро, по-вашему, нужно ждать кардинальных изменений во власти?

- Досрочное послание президента предполагало, что в нем будут расставлены политические акценты, но этого не случилось. Это означает, что политическая реформа настолько созрела и перезрела и настолько сложна, что произошла заминка с ее осуществлением. На что-то надо решаться, но необходимой решимости, похоже, пока нет. И чем дальше политическое решение будет затягиваться, тем сложнее и драматичнее будет развязка.