Анатолий ТИХАНОВСКИЙ: Гладко было на бумаге…

«Леня Голубков тоже нес какую-то ахинею про партнерство. Что из этого вышло?»
29 июля 2014, 09:16 |  Мнения

27 июня президент Назарбаев подписал закон «О профессиональных союзах». Закон касается многих граждан, к тому же им вносятся изменения и дополнения еще в 7 законов. Причем изменения и дополнения в Трудовой кодекс по объему равны новому закону «О профсоюзах». Но вот скажите - кто, где, каким образом обсуждал положения проекта нового закона, столь важного для народа? Ответ очевиден. Как у нас повелось, проект и этого закона, как и многих других, оказался широко известен лишь в узких кругах. 

Давайте вместе почитаем текст закона. Прежде всего бросается в глаза система построения профсоюзов по принципам демократического централизма с подчиненностью снизу доверху. По принципу матрешки: первичная профсоюзная организация входит в локальный профсоюз, тот - в отраслевой, тот - уже в территориальный. А все вместе – в республиканское объединение, Федерацию профсоюзов (ФП РК). Статья 11 пунктом 6 закрепляет всю эту соподчиненность указанием на то, что республиканское объединение профсоюзов «вправе рекомендовать и утверждать типовой устав  профсоюзов для своих членских организаций». Слово «своих» прямо-таки режет глаз! Не так ли? 

Ну, а точку ставит п. 3 ст. 19 , где говорится, что «мониторинг выполнения принятых профсоюзами решений осуществляют  профсоюзы вышестоящего уровня». Как в армии! Вышестоящие, нижестоящие, проверка исполнения… Кстати, здесь просматривается маленькая, но очень даже большая с правовой точки зрения, проблема. Каждая профсоюзная организация или объединение, за исключением первички, это юридическое лицо. Они и регистрируются так в госорганах (ст. 10, п. 1 закона). Но юридическое лицо - это уже не закон «О профсоюзах», а статьи 33-50 Гражданского кодекса РК. Это самостоятельный субъект права и он вовсе не соподчинен «вышестоящим» субъектам, кем бы они ни были. В гражданском законодательстве вообще до сих пор не было такого понятия, как выше- или нижестоящие. 

Статья 1 пунктом 2 вводит понятие социального партнерства, как системы взаимоотношений работодателя и работников. Ключевое слово здесь – партнерство. Но могут ли в принципе быть партнерами работодатель и его наемные работники? Ну, к примеру, учредитель, проживающий в Москве, и завхоз этого предприятия в Костанае? Согласно законам РК «О частном предпринимательстве», «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», «Об акционерных обществах», партнерами признаются учредители данного юридического лица, вложившие при его учреждении свои средства и намеренные получить от деятельности предприятия прибыль. Или вступившие в состав участников иные лица, имеющие сходные с учредителями интересы. Вот они действительно партнеры. Леня Голубков, рекламируя своему брату-алкашу достоинства неких вложений в банк, тоже нес какую-то ахинею про партнерство. Что из этого вышло и как понималось «партнерство» на самом деле, нам всем хорошо известно. 

Очень спорен посыл пункта 3 статьи 5 о независимости профсоюзов ни от кого. Ни от госорганов, ни от политических партий, ни от работодателей и их объединений. Ну, прямо государство в государстве! В этот чисто популистский посыл мало верится. Взять хотя бы тот факт, что в 2013 году президент страны лично привел на заседание генерального совета ФП РК нового лидера, который и руководит Федерацией до сих пор. А как насчет того, что сама ФП является учредителем десятков крупных АО и ТОО по всей стране? Получает дивиденды от их деятельности и, по сути, сама является работодателем? И она, по закону, якобы от работодателей не зависит? Как это понимать? Потому что сама таковым является? Или составителям закона этот факт известен не был? И как при этом понимать п. 2 статьи 11 закона, которая устанавливает, что республиканское объединение ФП РК является некоммерческой организацией?

Статья 18 пунктом 4 и статья 20 пунктом 1 вдруг вводят понятие договорных отношений между профсоюзами и работниками. Но это уже коммерческое понятие, не так ли? Глава 5 статьей 29-й сообщает о профсоюзных взносах, но не уточняет, как именно они исчисляются. 

Так что похоже на то, что этот закон претерпит немало изменений и дополнений. Ну а насчет того, какие, исходя из него, уже внесены изменения и дополнения в другие законы и что это за собой влечет, это вообще отдельный разговор. Там еще круче будет! Продолжение, как говорится, следует…