Анатолий ТИХАНОВСКИЙ: Как стирается память

«Так и сотворили навоз, на котором взошли сорняки фашизма и национализма»
24 мая 2014, 10:18 |  Мнения

Сегодняшние события в Украине свидетельствуют о том, что фашизм не был побежден в 1945 году. Он не только выжил, но и дал новые побеги по всему миру. К особому сожалению - именно в тех регионах, которые от фашизма же наиболее и пострадали. 

В странах Прибалтики по городам, приветствуемые официальными лицами, шествуют ветераны дивизий СС, а георгиевские ленточки и советские ветеранские награды - под запретом. Там теперь судят, как военных преступников, бывших советских солдат и партизан времен войны, а пособников фашистов, зачислив их в «народные мстители Советам», возводят на пьедестал, как героев. 

Но вот что особенно печально - все эти семена фашистских сорняков не сейчас, не после распада СССР были посеяны и дали всходы. Слишком мал период. Зародыши всего этого были уже и в советское время. 

А складывалось все из мелочей, из повседневности. Вот передо мной пожелтевший листок газеты «Известия» за 25 июня 1988 года. Статья «Верните память». Суть в ней следующая: был когда-то на берегу реки Серены в Калужской области женский Шамординский монастырь. В 1889 году монахиней здесь обреталась сестра Льва Толстого - Мария Николаевна. Скончалась она здесь же, здесь и похоронена в 1912 году. Пришли советские времена. Монастырь разрушили, кладбище стерли с лица земли. Журналисты нашли свидетелей того, как все это было. Одной из них оказалась жительница села Клавдия Ромашкина. У нее под забором, в мусоре валялась плита с надгробья могилы Марии Толстой. «А где же памятник?», - спросили Ромашкину. «Я его сама и свалила. Эта могила была у нас прямо в огороде. Всем мешала. Я тогда раскачала памятник и опрокинула, а холмик  лопатой сравняла». И это сделал не фашист или чужестранец, а «простая советская женщина-труженица», как любили говаривать с высоких трибун, считая это за похвалу люмпен-пролетариату. А они, люмпены, и рады стараться!

Был и в Кустанае до революции женский, Иверской иконы Божьей Матери монастырь. На том месте, где сейчас телевышка стоит. Где он? Кому помешал? И вот так повсеместно. 

Напомню еще эпизод. Погибшего от шальной колчаковской пули красноармейца Григория Шибакина, по некоторым сведениям, павшего 19 августа 1919 года в Кустанае, с почестями похоронили где-то в Центральном сквере. Хотели после войны на этой могиле сделать мемориал, да как-то подзабыли. Руки не дошли. Могилка истерлась с лица земли еще в 20-х годах прошлого века. И все. Он, Гриша Шибакин, неизвестно за что погибший, так и лежит до сих пор посреди Костаная. Он, тоже часть нашей истории, но не был никому нужен еще при Советах, а уж сейчас тем более. Точно так же стерта из нашей истории вторая братская могила времен Гражданской войны, где похоронены сотни кустанайцев, погибших в апреле 1919 года в ходе восстания Жиляева - Летунова. Она была  в степи, около «каменной тюрьмы», как в то время назывался наш следственный изолятор. На этом месте со временем построили частные дома. 

А вот такая же ветхая страница газеты «Правда» за 20 января 1989 года. Материал «Кто вернет доброе имя?» в рубрике «Читатель – газета». Инвалид войны В. Шавня из Иркутска пишет: «В Уфе по распоряжению местных руководителей сволокли с видного места памятник Герою Советского Союза Александру Матросову. Скульптура козы с двумя козлятами им, очевидно, дороже героического символа мужества нашего народа». По этому же поводу отклик З. Комдинкиной из Ельца: «Когда читали статью мои сестры, то они очень смеялись над скульптурой мудрой козы возле здания обкома партии. А я плакала…». Вот так постепенно, незаметно стиралась память о людях, истории, войне, героях. 

Одна дура сковырнула могильный памятник исторической личности, а холмик – лопатой, другой сковырнул памятник герою, а на его место козу поставил, третий «пошуровал» с архивными документами в угоду очередному генсеку, четвертый слегка опустил то, что было, но сегодня не актуально, и прибавил от себя то, чего и не было, но надо «подать именно это кушанье». Так и сотворили навоз, на котором и взошли сорняки фашизма и национализма. И не надо спрашивать, по ком звонит колокол. Он и по нам звонит.