Тимур ГАФУРОВ: Философские камни

«Ну а если и казним нескольких невиновных, так это естественные жертвы на пути общества к гуманизму»
2 октября 2013, 12:49 |  Общество

Поиском истины в Казахстане в конце прошлой недели занимался целый конгресс философов - первый за всю историю нашей независимости. Собравшиеся в Алматы ученые сделали несколько открытий, которые можно назвать даже не философскими камнями, а прямо-таки булыжниками, брошенными в болото общественного мнения.

Самое громкое заявление, прозвучавшее почти в унисон, - признание необходимости смертной казни. Логичнее услышать это от социологов, которые, взвесив затраты на пожизненное заключение убийц и влияние этой меры на борьбу с преступностью, сделали бы прагматичный вывод - не про карману нам такая благотворительность. Но философы-то во всех странах и во все времена больше размышляли о духовной составляющей каждого индивидуума. Хотя и наших, доморощенных, понять можно -  как можно думать о вечном, когда страна в опасности. 

- Это юристы говорят, что отнять жизнь у человека нельзя, и так далее, и тому подобное, - сказал доктор философских наук Алтай ТАЙЖАН. - Я так думаю: несколько человек убил, потом 20 лет получает, иногда даже десять лет или семь. Такие люди не должны находиться на свободе. Либо пожизненное, либо смертная казнь. 

Интересно, какой именно суд вынес такой приговор - 7 лет за серию убийств? Одно из двух: либо г-на Тайжана ввели в заблуждение, либо он сам занимается подтасовкой фактов.

Но академик НАН РК, доктор философских наук Абдумалик НЫСАНБАЕВ пошел еще дальше, предложив отменить мораторий на смертную казнь, так как «наше общество еще не стало таким гуманным, демократичным».  

Помнится, Уинстон Черчилль, которого к либералам никак не отнесешь, сказал: «Если убить убийцу, количество убийц не изменится». Но стоит ли нам ориентироваться на Англию в этом вопросе? Ведь в Казахстане и судьи никогда не ошибаются, и полицейские не используют пытки для получения признания от первого попавшегося им подозреваемого. Ну а если и казним нескольких невиновных, так это естественные жертвы на пути общества к гуманизму и демократии.

Не менее радикальный подход продемонстрировали участники конгресса по отношению к еще двум явлениям, угрожающим нашему неокрепшему морально обществу: эротике и порнографии. Главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения МОН РК Анатолий КОСИЧЕНКО назвал просмотр «клубнички» прелюбодеянием. Но измена супругу - еще не самое опасное последствие этого пристрастия.

- За рубежом, в странах Запада и Востока, того уровня эротики и порнографии, который имеется у нас, не существует, - оценил размеры катастрофы директор международного центра культур и религий Агентства РК по делам религий Айдар АБУОВ. - Эта индустрия диверсионно была заброшена на территорию нашего государства. Экстремизм - начальная стадия, терроризм - высшая стадия. Точно так же эротика - это нижняя стадия порнографии. В нашей тысячелетней истории этого не было. Мы не прошли переходного периода, как в Европе. Наше общество к этому не готово.

Так и представляется Казахстан в виде островка девственности в океане порока. Но шутки шутками, а может получиться как с джазом при советской власти: «Сегодня смотришь Тинто Брасса, а завтра Родину продашь».

Одно только странно - почему конгресс философов собрался только сейчас, а не 20 лет назад? Эх, какая была бы страна - целомудренная, законопослушная, идеальная и... нереальная. Как любая утопия.