Юрий БОНДАРЕНКО: Не стать «братьями по ненависти»
Каждый День Победы - это не только «праздник со слезами на глазах», но и день размышлений о трагичнейшем единстве прошлого и настоящего. Нет, не о том единстве, которое периодами искусственно раздувается в СМИ пожарами и пожарчиками «исторической памяти» о пепле прошлого, настырно стучащем в наши сердца.
Эта связь грознее и рождает уже отнюдь не искусственные страхи за настоящее и будущее. Причем не туманно далекое, а такое, чьи черты проступают сегодня. Дикие черты, рождаемые многократно повторяющимся обрушением человеческого в звериное.
Задумаемся вместе над тем, что обычно выносится на авансцену исторической памяти, и над тем, что чаще остается в тени.
Мы десятилетиями впитывали то, как мерзка и пагубна идеология нацизма. И она на самом деле мерзка и пагубна.
Позже, накануне развала Союза и поныне, стали все чаще поминать «Бесов» Достоевского как гениальное провидение будущих дикостей революции с ее выскакивающими, как чертики из табакерки, большевиками, играющими в «стенка на стенку» с «чуждыми элементами».
Попутно нам напоминают, каким образованным и гуманным был бедолага Николай Второй, кончивший вместе с семьей свои дни в подвале Ипатьевского дома. Знал европейские языки. С возлюбленной супругой - внучкой английской королевы - переписывался на английском. Был сведущ в военном деле, начитан. Любил настоящую музыку. Да и особой личной безнравственности его никак не обвинишь. Уж в сравнении с теми, кто его сменил, он вырисовывается просто ягненком…
Но… стоп! Все это так. И расстрелянную семью мне самому по-человечески очень даже жалко. Однако ведь трагизм мировой истории, очередные цунами которой накатывают и на наш нынешний мир, отнюдь не в неотомщенном прошлом и не только в каких-то отдельных идеологиях или вождях, которые можно выдернуть, как сгнившие зубы.
Мы приучены думать, что миллионы человеческих трагедий сопряжены с конкретными режимами, лидерами, превращенными в идолов, дикостями военщины. И отчасти это верно. Были и Гитлер, и Пол Пот, и тьма других. Были дичайшие зверства японской военщины в Китае, где, если верить Интернету, в одном только громадном городе «вручную» уничтожили 300 тысяч китайцев, включая 70 тысяч изнасилованных и убитых женщин. Были репрессии Сталина. Да что репрессии, нам сегодня исподволь, но все чаще стараются внушать, что и советские солдаты-освободители, мягко говоря, не всегда вели себя идеально (мол, смотрите, сколько пятен и на вашем солнце!)…
И не только это. Была и дичайшая бомбежка Дрездена. Было сожжение огромной части Токио. Были Хиросима и Нагасаки. Были напалм и дефолианты, обрушивавшиеся на Вьетнам. Кстати, и войну в Алжире - гуманные французы тоже не всегда воевали в белых перчатках. Заметьте, что все это уже делалось с благословения не каких-то «оголтелых фанатиков», а поборников вроде бы демократии…
Можно, конечно, сказать, что власть и оружие деформируют человека. Скажем, японцы - нравственная нация. Мир, где, по нашим представлениям, этичность высока, а преступность - наоборот. Но вот те же милые, напичканные этикой японские солдатики ступают на иные земли - и это уже словно люди с иной планеты.
Вот тут-то мы подходим к самому пугающему -
солдаты, превращающиеся в убийц, это далеко не всегда вчерашние реальные или потенциальные преступники.
Помимо прочих, это и «обычные люди». И если бы все ограничивалось только «солдатами» и «генералами»! Во времена милого самого по себе Николая Второго были годы, когда в России бушевали чудовищные еврейские погромы, подталкиваемые, а то и прямо проводимые Союзом так называемого «русского народа». Не отличавшиеся нежностью казаки ужасались, когда оказывались свидетелями этих зверств. И вот тут-то самое тревожное: коллективными убийцами и живодерами становились толпы, выдаваемые за народ.
Правда, в революционные годы и евреи не были «мягкими и пушистыми». И они, и латышские стрелки, и чекисты тоже не были образцами милосердия. Да вот ведь какая заковыка людской истории: когда «пеплом Клааса» стучат в сердца толпы, месть становится не избирательной и гибнет, либо подвергается унижениям масса неповинных.
Но швыряющим пепел нет до этого дела. Как и самим толпам, либо даже индивидам, но с психикой людей толпы, превращающимся в аватар языческих чудовищ.
И вот уже дичайшим издевательствам подвергаются судетские немцы, вышвыриваемые нередко буквально нагишом с земель, на которых веками проживали их предки. Вот уже на Балканах находятся места, где те же немцы буквально вырезаются. Впрочем, как и евреи…
Да что Балканы или Судеты! Сколько польской детской и иной крови было пролито отнюдь не немцами на Украине! И убивали-то «просто мужички»...
А что стало происходить после распада Британской империи. Нынешние перекидывания ракет Индией и Пакистаном - это пока еще тихое эхо 40-х годов прошлого века, когда уже безо всяких гитлеров массы пришедших в невольное движение индусов и сикхов с одной стороны, и мусульман - с другой сметали противников, превращая в убийц людей толпы.
А что последние десятилетия происходит в Африке, где вырезаются целые племена и народности?
…Почему я напоминаю все это? Не сумбур ли здесь? Нет. Я о том, что минувшая Великая война, как и множество иных войн и событий, включая и новейшие, буквально вопиют к нам, нынешним: «Не превращайте историческую память в детонаторы новых взрывов! Главная победа в нынешнем мире - не стать «братьями по ненависти», не превратиться в людей толпы!»
В глобальном масштабе эта победа сейчас недостижима. За «Гондурас», который «в огне», мы с вами не ответим. Но сами-то лично мы пока еще в силах не быть людьми толпы и не превращать в таковых тех, кто рядом.
Последние новости
