Диана ОКРЕМОВА: Патамушта - это диагноз

Внятных мыслей у чиновников все меньше, а упоминаний имени президента – все больше
8 мая 2013, 12:34 |  Общество

Какая-то заразная болезнь одолела в последнее время многих наших чиновников. Возможно, сами они проявлении недуга не замечают, но обществу симптомы ох как видны. Речь идет о неумении выражать свои мысли, либо о нежелании это делать. У меня даже закрались сомнения относительно того, способны ли думать некоторые казахстанские государственные мужи…

Самым смешным чиновником прошедшего месяца стал прославившийся на весь свет «господин Патамушта» – министр труда и социальной защиты населения РК Серик Абденов. Видео с его легендарными фразами не видел, пожалуй, только слепой. Хотя меня в данной ситуации покоробил вовсе не тот самый эпизод с тройным «потому что», поскольку любой человек имеет право на оговорку, волнение, усталость, в конце концов. Самым жалким стал момент, когда Абденов не смог (или не захотел) высказать собственное мнение насчет злополучной пенсионной реформы, ссылаясь на «общее решение», «важность вопроса» и т. п. 

В это же время на Евразийском медиа-форуме я стала свидетельницей выступления другого высокопоставленного чиновника - министра защиты окружающей среды Нурлана Каппарова. Ему задали вопрос о «зеленой экономике» и попросили высказать личное мнение. Ответ начался с примерных слов «президент решил, мы будем делать», далее несколько общих фраз, и снова «раз президент решил, мы будем стараться». 

Увы, это примеры не редкость. Внятных мыслей у чиновников становится все меньше, а упоминаний имени президента – все больше. Вроде бы век прогресса и демократии на дворе, да и президент всячески поощряет свежие идеи и мысли… И чиновники - не оппозиционеры какие-нибудь, чтобы бояться наказания за высказанное… Так почему мы все чаще слышим скучные бессвязные  речи,  лишенные смысла, но с частым упоминанием имени президента? Ответ один – неизлечимый вирус чинопоклонения и раболепия, которым заражена большая часть нашего общества. 

Возможно, этому не стоит удивляться. Возможно, это, как заметила одна моя приятельница, есть «казахстанский протокольный этикет». Но этого этикета стало так ненормально много, он стал так откровенно нелеп и не к месту, что вызывает лишь жалость. Хотя должен, по идее, вызывать доверие к власти, патриотические чувства и уверенность в своей стране. 

Меня часто спрашивают: почему журналисты всегда берут комментарии у пары-тройки экспертов, хотя есть другие, не менее компетентные специалисты? Ответ до безобразия прост: потому что эти эксперты умеют говорить. И у них всегда есть свое мнение. Какой смысл журналисту брать интервью у человека, говорящего словами президента? Это бывает очень сложно объяснить людям, у которых «этикет» сидит в крови…

Все чаще эти люди напоминают мне грибоедовского Молчалина с его нетленным «В мои года не должно сметь свое суждение иметь». Уметь мыслить, убеждать аудиторию, отстаивать точку зрения сегодня вовсе не обязательно. Достаточно «поклониться», вставив святое имя в свою речь. Самое грустное, что люди свято уверены в правильности своих действий. Увы.