Начался суд по делу об ограблении «Казахювелира»

Соловьев и Байдаулетов подробно рассказали, как совершили преступление

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

19 февраля 2013, 13:24 |  Криминал

Пятеро друзей думали, что все будет, как в кино - они ворвутся в масках в ювелирный магазин, набьют рюкзак золотом и бриллиантами, успешно продадут их и будут жить в свое удовольствие. Компания даже разработала хитроумный план со звонком о бомбе в «Астыкжане», чтобы отвлечь полицию. Но реальность оказалась куда суровее - уже через несколько минут после налета двоих грабителей задержали прямо с «драгоценным» рюкзаком.

Сегодня, 19 февраля, двое из них - 20-летний Илья Соловьев и 21-летний Ерлан Байдаулетов - предстали перед судом. Остальные трое - в розыске. 

Напомним, это ограбление стало самым громким в Костанайской области в 2012 году. Народ остался под впечатлением от дерзости преступников (ограбление произошло среди бела дня), оригинальности плана и, конечно же, суммы ущерба - 70 млн тенге. Как выяснилось в суде, за несколько дней до налета на ювелирный магазин парни совершили еще одно разбойное нападение. 

Согласно обвинительному заключению, идея ограбления у Ильи Соловьева, Ерлана и Муратбека Байдаулетовых, Дулата Алибаева и Габита Искакова зародилась в ноябре прошлого года в столице. Там же Илья Соловьев и Ерлан Байдаулетов приобрели «у неустановленного лица» обрез ружья и пневматический пистолет. Со всем этим «добром» 10 ноября парни выехали на автобусе в Костанай, где сняли квартиру.

Через несколько дней они подстерегли ночью возле клуба «Фараон» некоего Карпенко. У мужчины отняли золотую цепь, куртку, 2 сотовых телефона и документы. Соловьев ранил мужчину из травматического пистолета в обе ноги.

19 ноября в 10 часов 44 минуты Ерлан Байдаулетов позвонил в полицию с сообщением о бомбе в «Астыкжане». В 11 часов 20 минут пятеро друзей ворвались в ювелирный салон «Рубин» АО «Казахювелир». Каждый действовал согласно своей роли. Даулет Алибаев выстрелил охраннику 3 раза в лицо из пневматического пистолета. Илья Соловьев следил, чтобы продавцы никуда не позвонили. Муратбек Байдаулетов угрожал им обрезом, а в это время его брат Ерлан и Габит Искаков наполняли рюкзак золотом.

Перечисление всех драгоценностей, указанных в обвинительном заключении, заняло минут 40. Среди награбленного были кольца, серьги, кулоны, подвески с бриллиантами, золотые колье и цепочки. Прихватили парни и личные вещи одной из продавщиц: кошелек и телефон. Скрыться удалось лишь троим нападавшим и то без добычи. Байдаулетов, Алибаев и Искаков до сих пор находятся в розыске.

Соловьев и Байдаулетов в суде отпираться не стали. Каждый из них признал вину в полном объеме. На вопросы участников процесса парни отвечали охотно и подробно.

- С Алибаевым, Искаковым и Байдаулетовыми я познакомился год назад в Лисаковске, - рассказал лисаковчанин Илья СОЛОВЬЕВ. - Сами они жили в Астане. С тех пор мы стали ездить друг к другу в гости. Также я ездил в Астану на заработки. Осенью прошлого года мы собрались вместе на день рождения Искакова. Кто-то предложил совершить ограбление. Не помню, кто именно. Сначала мы подумали о Караганде, но потом решили совершить ограбление в Костанае, потому что он нам более-менее знаком. Потом мы с Ерланом поехали к магазину «Артем», возле которого купили оружие. Чтобы добыть деньги на поездку в Костанай, продали золотую цепочку Габита.

По словам Соловьева, в Костанае через несколько дней начали истощаться денежные запасы. Тогда парни, не сговариваясь, «стихийно» напали на Карпенко, который подвернулся им возле ночного клуба «Фараон». Подсудимый признался, что не умел обращаться с оружием и выстрелил для того, чтобы проверить пистолет. Уже потом от полицейских Соловьев узнал, что ранил Карпенко.

Цепочку потерпевшего парни сдали в ломбард, выручив за нее 27 тыс. тенге. Причем Соловьев при этом предъявил собственное удостоверение.

Еще через пару дней компания выбрала объект - магазин «Рубин». В шапочках проделали прорези для глаз и купили медицинские перчатки, чтобы не оставлять отпечатков пальцев.

- Я вошел в магазин первым, - рассказал Соловьев. - Следом появился Алибаев. Я не ожидал, что он выстрелит в охранника. Об этом мы не договаривались. Искаков и Байдаулетов начали собирать с витрин золотые изделия, как вдруг кто-то крикнул: «Кузет!». Я схватил золото с пола и начал рассовывать его по карманам. Потом я открыл запасную дверь и побежал, остальные за мной.

Соловьев не знал города, поэтому забежал в костанайскую филармонию, где его и скрутил сотрудник охранной фирмы. Подозреваемого посадили в машину, где уже находился Ерлан Байдаулетов.

- Как вы сейчас расцениваете свой поступок? - спросила адвокат Наталья АКУЛЕНКОВА.

- Это плохой поступок, - потупился Илья Соловьев, а потом посмотрел в зал: - Я хочу попросить прощения у потерпевших. Я им соболезную... Ну не то, чтобы соболезную, а раскаиваюсь.

Соловьев признался что совершил преступление в первый раз, поэтому находился в шоке. Разбирательство обещает быть долгим.