Галина САТАЛКИНА: Кто доказал, что перенос движения автобусов выгоден для большинства горожан?

«Общественный транспорт использует городское пространство гораздо эффективнее, чем частный»
16 февраля 2013, 11:04 |  Общество

Непоколебимая позиция чиновников акимата Костаная в вопросе переноса автобусного движения с улицы Победы на улицу Амангельды, конечно, впечатляет. Ещё бы, какая-то кучка торгашей, наивно напоминая о своём статусе налогоплательщиков, посмела противопоставить личные, «шкурные» интересы благополучию большинства горожан. Перефразируя слова персонажа незабвенного фильма, «Плохо мы ещё воспитываем наших людей!». Да и в голосовании на сайте «НГ» по вопросу недели с большим отрывом лидирует вариант ответа «акимат должен принимать решения, выгодные всему городу, а не только торговцам отдельно взятого рынка». В общем, ату их нехороших! 

Вот только один нюанс хотелось бы прояснить. А кто и на основании каких расчетов и опросов доказал, что этот перенос действительно выгоден для большинства горожан и безоговорочно ими поддерживается? Я лично не торгую на Верхней оптовке, но, как пассажирке автобусов, покупательнице и просто горожанке, мне эта перемена крайне неудобна. 13 навскидку опрошенных родственников, соседей и сослуживцев (кстати, тоже налогоплательщиков) этим переносом откровенно возмущены. Мало? Так войдите, господа чиновники, в автобусы соответствующих маршрутов и спросите пассажиров - довольны ли они вашей заботой? Много  интересного услышите, заодно и свой запас ненормативной лексики пополните. О водителях этих маршрутов и говорить не приходится. А что думают прочие костанайцы? Их кто-нибудь реально спросил?

Особенно умиляет заявление заместителя акима Костаная Валерия Полешко о наличии 19 автобусных маршрутов в этом районе. Ну, во-первых, райончик великоватый получается, а во-вторых, сам уважаемый Валерий Афанасьевич в те времена, когда ещё на автобусах ездил, в любой из них садился или всё-таки нужный выбирал? 

А насчет безопасности людей, достигнутой в результате этой акции, вообще отдельный  разговор. Вспомним, например, предновогодние деньки и толпы покупателей с тяжелыми сумками, лавирующих среди машин по нерегулируемому пешеходному переходу, бредущих по обледеневшей «дороге смерти» улицы Дулатова к ледяному бугру на Амангельды, именуемому остановкой. Безопасность на уровне фантастики! Да и сейчас немногим лучше.

И кстати, уважаемые «слуги народа», не вы ли при реконструкции улицы Победы клятвенно обещали в СМИ разгрузить её от легкового транспорта, устроив парковку на Дулатова, и обеспечить эту самую безопасность? И кто из вас, такой щедрый, устроил за  счёт бюджета широченные тротуары вдоль рынка, на которых его владельцы-частники тут же разместили в два ряда торговые прилавки? А пешеходов и потенциальных пассажиров автобусов поставили перед выбором – или по ледяным колдобинам след в след пробираться, или вспугнутыми зайчиками по проезжей части скакать. И опять проблема безопасности встала в полный рост. За чей счёт её решать? Не владельцам же рынка по загребущим ручонкам надавать, или  автовладельцев заставить парковаться там, где положено, а не там, где нравится? Действительно, пробегутся людишки квартал – другой до остановки, не баре, не рассыплются!  

Кстати, кто-нибудь ещё помнит изначальное предназначение огромной пустой площадки вблизи Центрального рынка? Ну, там, где один–два раза в год то зверинец, то цирк размещают? Так это она и была много лет - платная (за символические деньги) парковка для личного автотранспорта. Ну и много вы на ней машин видели?

В самом деле, таких преференций личному транспорту перед общественным, как в Костанае, ещё поискать надо. «Паркуюсь, где хочу» - просто лозунг дня. Как-то на ярмарке во Дворце спорта наблюдала очередное зрелище не для слабонервных - на центральной городской улице автобусы один за другим пытались к своей законной остановке подъехать. Не получалось, потому как чьи-то личные машины преспокойно на ней родимой и рядышком с ней стояли. И, главное, никого из  полицейских ничуть не взволновало то, что пассажиры вынуждены входить и выходить из автобусов посередине скользкой проезжей части в потоке автотранспорта.

Но самое-то главное - в современном мире давно признано, что городское пространство является достоянием всего населения и общественный транспорт использует его гораздо эффективнее, чем частный. Стоимость поездки здесь ниже, да и проблема парковки отпадает, а провозная способность в несколько десятков раз выше. Пассажир автобуса однозначно занимает гораздо меньшее дорожное пространство, чем пассажир автомобиля. А это значит, что проблема пробок, к которой Костанай уже подошёл вплотную, также решаема за счет общественного транспорта. Поэтому стратегия развития города (подчеркиваю – стратегия, а не сиюминутное решение) и направлена на предоставление конкурентных преимуществ именно общественному транспорту.

Так, может быть, стоит всё-таки сначала тщательно просчитывать ситуацию в целом, интересоваться мнением и аргументами горожан, а потом уже  внедрять эксперименты по оптимизации дорожного движения? Ну, или хоть на кошках потренироваться, что ли.