Мировой суд

Вадим СОБОЛЕВ

На днях апелляционная коллегия Костанайского областного суда оставила в силе приговор руководителю МКО «ЮКО» Омару Ердену. Создатель «финансовой пирамиды» приговорен к 3,5 года лишения свободы с конфискацией имущества в доход государства. Можно долго спорить о виновности и невиновности Омара, но я лично не согласен с конфискацией имущества в пользу государства.

Конфискуя имущество Омара, который был признан единственным учредителем МКО «ЮКО», государство конфискует все то имущество, которое, как было доказано судом, куплено на деньги вкладчиков. Именно на эти пресловутые первоначальные гарантийные взносы, которые и привели Ердена в тюрьму. Вкладчики, оставшись без денег и надежды их вернуть, после осуждения Омара безуспешно просили суд вынести решение - реализовать данное имущество и вернуть деньги людям. Однако власть, наказав Омара, наказала и безвинных вкладчиков.

 Начавшаяся с 17 августа, с указа президента РК Назарбаева, реформа правоохранительной и судебной систем предусматривает сокращение вынесения приговоров, связанных с лишением свободы, особенно по экономическим преступлениям при возможности добровольного погашения нанесенного ущерба. Конечно, лучше, по крайней мере, для пострадавших вкладчиков, было бы не лишение свободы для Омара, а взыскание с него внесенных денег. Подобных примеров немало.

Многое в судебной реформе отвечает многолетним обращениям и неоднократным предложениям правозащитников, юристов, общественности. Это радует. Другой вопрос - насколько все эти предложения будут реализованы на практике.

Например, президент предложил сделать суды максимально открытыми и прозрачными. Предложил признать отягчающим обстоятельством совершение преступлений сотрудниками правоохранительных органов и судей с использованием своего служебного положения.

Глава государства сказал: «В целях сокращения тюремного населения следует законодательно расширить сферу применения альтернативных мер наказаний и мер пресечения, не связанных с лишением свободы, а также примирительных процедур, в том числе путем развития института медиации».

Назарбаев добавил, что следует расширить сферу досудебного урегулирования гражданско-правовых споров и альтернативных способов их разрешения, сократить волокиту при расследовании дел, упростить работу следственных органов, сделать судебные решения более гуманными, облегчить участь граждан.

Действительно, суды сейчас «завалены» мелкими гражданскими, хозяйственными, бытовыми спорами. Такого рода несложные, но отнимающие много времени у судей, дела могли бы разрешаться на другом уровне. Например, введением в республике мирового суда, как было в царской России, или суда биев, как издавна велось в Казахстане. Судьи в этот орган должны выбираться народом.

Думается, что по-настоящему эффективной реформа будет лишь при участии и постоянном контроле гражданского общества, а также при внесении изменений в законодательство о СМИ, дающими им реальную возможность ознакомления с ходом реформы, свободу критики, прекращение преследований журналистов за разглашение неприятной и неугодной чиновникам информации.