Анатолий ТИХАНОВСКИЙ: «И как руководить теперь бедному сельскому акиму?»

«Побираться представителям президента на местах как-то не к лицу, да еще и противозаконно»
2 августа 2012, 15:29 |  Общество

"Наша Газета". В местных СМИ последнее время все чаще звучит тема взаимоотношений предпринимателей и исполнительной власти на местах. Как известно из практики, сельские акимы понимают социальную ответственность бизнеса весьма упрощенно и односторонне – просто «предлагают» местному бизнесу «порешать» их рабочие вопросы за счет средств частного предприятия.

Умиляет в этой связи заявление в прессе одного из сельских акимов: «Например, в средней школе надо сделать столовую – она не ремонтировалась с советских времен. Где деньги брать?». Удивительная и подозрительная наивность. Неужели же в чужом кармане?! Ответ, который напрашивается сам собой: «В бюджете, господин хороший! В бюджете!». Он у нас в стране, да и в области тоже, немалый. То и дело слышно, как счетная палата РК и депутаты находят в республиканском бюджете по итогам года десятки миллиардов (!) неосвоенных средств. Вот там и возьмите. А побираться представителю президента не к лицу, да еще и противозаконно! И многие ведь именно на этом погорели.

Словосочетание «социальная ответственность бизнеса» давно на слуху. У народа оно прочно ассоциируется с обязанностью частного предпринимателя давать деньги на то или иное дело, только потому, что он «богатенький Буратино». Причем давать он обязан из собственного кармана, выполнив все налоговые обязательства, имея за спиной свою семью и трудовой коллектив, который, кстати, и создает прибыль. Из-за такого меркантильного и примитивного подхода многие государственные программы по обустройству нашей жизни, на которые бюджетные средства выделены сполна до такой степени, что даже осваиваться не успевают, исполняются на местах почему-то за счет так называемых «привлеченных средств», собранных в добровольно-принудительном порядке. Дошло до того, что большинство более-менее серьезных ТОО стали эдакими «градообразующими предприятиями» и волокут на себе всю или почти всю коммуналку и социальную сферу населенного пункта.

Местная власть пытаясь выполнить свои (читай - государственные) задачи, решает их с директором хозсубъекта. Но вправе ли он, сам являющийся зачастую наемным работником у учредителей предприятия, помогать решению материальных, финансовых вопросов «на стороне»? Эдак, можно и самого директора «пустить под откос» по уголовной статье, обвинив его в превышении должностных полномочий, самоуправстве, а то и в хищении денег.

Акимы ссылаются на отсутствие закона РК о самоуправлении, что, якобы, не дает им достаточных средств и полномочий. Да, не принят пока новый закон, но действует закон РК «О местном государственном управлении» № 148 от 23.01.2001 года. Вот им и руководствуйтесь. Есть там п.1 ч.1 ст. 35 – о том, что местная власть «разрабатывает и вносит в вышестоящий акимат для утверждения соответствующим маслихатом бюджетной программы, администратором которых выступает аппарат акима». Вот и разрабатывайте, вносите, предлагайте, добивайтесь средств на ваш сельский округ из бюджета, как положено по закону. Решайте вопросы со своим непосредственным начальством, по вертикали, а не за счет предпринимателей.