Александр ОЛЕЙНИК: Вавилонское столпотворение
«История повторяется дважды - сначала в виде трагедии, потом в виде фарса». Г. Гегель
В Рудном одна и та же история повторяется каждый раз в виде нового фарса. И этот регулярно повторяющийся фарс уже сам по себе - трагедия.
Старый анекдот про прораба, который не может достроить себе дачу, потому что ворует у себя кирпич и строит из него баню. Всякий раз, когда слышишь о новом скандале в отделе строительства акимата Рудного, он почему-то вспоминается сам собой.
Вы, наверное, задаетесь вопросом: о чем это он? Так я вам расскажу.

Дело было так: 28 сентября соцсети облетела информация о том, что задержан прокурор Рудного Мурат Успанов. А задержали его, собственно, вот по какому поводу. Тут главное - не запутаться.
С 29 апреля по 28 июня 2024 года прокуратура проводила проверку исполнения бюджетных программ отделом строительства Рудного за период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года. Были выявлены нарушения правил ведения бухучета - не подписаны акты выполненных работ по благоустройству 39 квартала на общую сумму 255,1 млн тенге, а также необоснованно выплачено сотрудникам отдела более 18 млн тенге. В виде премий, я так понимаю. Вынесли предписание: устранить нарушения и возместить бюджету использованные не по назначению деньги. Даурену Жакенову, начальнику отдела, грозила статья УК «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества». И в этот момент на сцену выходит Мурат Успанов - человек, чья должность предполагает координацию всей правоохранительной работы, контроль над законностью, надзор за следствием и личную демонстрацию принципиальности.
Но вместо этого Успанов, по версии следствия, потребовал у Жакенова 20 млн тенге, чтобы «закрыть вопрос». Передача денег проходила под контролем КНБ, и уже через несколько минут после сделки прокурора задержали. Интересным считаю факт, что прокурором-то он был назначен всего год назад. Ну, видимо ревностно взялся исполнять свои должностные обязанности, да так, что прям сгорел на работе. Ну, или погорел. На взятке.
О чем это я? Ах да, о фарсе. В чем фарс всей этой истории «борьбы с коррупцией»? Ну так слушайте.
В нашей истории Даурен Жакенов проходит в качестве свидетеля, имеющего право на защиту. То есть, это что получается - «Рафик уапще невиноувен?». Пока об этом рано говорить, поживем-увидим. Прокурор же, он же не новичок в своем деле, он коррупционеров за версту чует. Вот и в этот раз, видимо, учуял. Дело верное - Жакенов наверняка не захочет отдавать более 250 млн. А 20 млн, чтобы замять дело – это же чуть больше 10%, там даже не 20 млн, а 20,1 млн тенге. Красивая история?
А у нас что ни история с отделом строительства – то всегда одна сплошная красота! То дают взятки, то берут. Вот, к примеру, Максут Дуспулов признан виновным по ст. 366 п. 3 ч. 3 УК РК (получение взятки в крупном размере) за покровительство при строительстве коллектора на сумму 1,2 млрд тенге. Дали 8 лет колонии. Декабрь 2017 года.
Или Динмухамед Тлеуов спустя три года обвиняется в хищении и растрате бюджетных средств в особо крупном размере, с использованием служебного положения – дали десятку. Красота же! 2020 год.
И что мы видим? Вспомните даты проверки: 2021-2023 год. Спустя год! Те же грабли: руководитель строительства, злоупотребления, неподписанные акты, недовзятая взятка.
Парадокс в том, что ни один из героев этой хроники не выглядит, как злодей из фильма. Все - люди в костюмах, с дипломами, с зарплатами из бюджета. Смотрите, как в суде зачитывают достоинства и обязанности прокурора: «Координирует всю правоохранительную работу в регионе, имеет доступ ко всем материалам уголовных, гражданских и административных дел, а также к банкам данных, дает указания, которые обязательны для исполнения всеми правоохранительными органами, исполняет функции власти, обязан личным примером демонстрировать законность» и прочая, и прочая. «Это хуже народа, это лучшие люди города», – произносит герой фильма «Убить дракона». Каждый новый руководитель, кажется, вступает в должность с благими намерениями, но как только появляется возможность подправить реальность в свою пользу - то ли акт приёмки, то ли отчёт, то ли судебную проверку - соблазн оказывается сильнее принципов.
Вот нам показывают в соцсетях красивую картинку: еще буквально пару лет и «здесь будет город-сад». Рудный преображается: новые тротуары, площадки, ремонты. Но стоит подойти ближе - и видишь, что строится всё это из дешёвых материалов. Работы не доводятся до конца. То, что сдают с ленточками и речами, уже через неделю не работает. Асфальт перекапывают вновь, бордюры перекладывают, фасады трескаются. И эта бесконечная череда напоминает вечный ремонт в коммуналке, где супруги вечно ссорятся, а дом так и не становится уютным.
Всё это - современное вавилонское столпотворение. Может быть, вы не знаете, что речь в этой идиоме идет не о толпе, а как раз о строительстве. Люди никак не могли довести дело до задуманного конца, потому что перестали понимать язык друг друга. Чиновники не понимают народ, народ не понимает власть. Власть бросается лозунгами борьбы со всем и повсюду. Но все вдруг перестали понимать друг друга.
Все живут в одном городе, ходят по одним улицам. Но каждый старается урвать кусок, которым потом сам давится. Рвут бюджет на части, выискивают лазейки, покупают решения. Одних судят, с другими договариваются.
Но это не правосудие, а шум, в котором никто уже не слышит ни совести, ни закона. Сплошной фарс.
Аким Качара замешан в коррупционном скандале, поэтому заместитель акима Рудного подает в отставку, потому что не имеет «морального права занимать эту должность», и... становится депутатом. Один руководитель отдела сменяется другим, все запачканы одним и тем же – но никто никогда не ковырнет глубже. Сплошной фарс, который становится трагедией.
И вот еще. Тут новость промелькнула. В Оскемене жители города вскладчину построили себе мосток через речку или ручей, чтобы соединить микрорайоны и не объезжать по 5 км. И ушло на это у них чуть больше 800 тыс. тенге. Акимат этот проект не мог осуществить, потому что «очень дорого». Очень дорого, потому что работа стоит 800 тыс., а украсть надо 20 млн! Как с рудненским ларьком для шаурмы, то есть участковым пунктом полиции, который так и стоит мертвый.
Коррупция стала не преступлением, а языком общения. И пока этот язык считается нормой, ничего не изменится. Плакаты на щитах не воспитали ни одного честного чиновника, как и призывы сверху - ни одного принципиального прокурора.
Нам не хватает не законов, а стыда. Того внутреннего тормоза, который не даёт протянуть руку за чужим. Если в обществе не вырастет нулевая терпимость к неправде, никакая антикоррупционная кампания не спасёт.
Вавилон рухнул не потому, что кирпичи закончились. Он рухнул, потому что люди перестали понимать слово «мы».
Вместе изменим жизнь к лучшему?
Последние новости








 
  Re: Александр ОЛЕЙНИК: Вавилонское столпотворение
  Re: Александр ОЛЕЙНИК: Вавилонское столпотворение




 Александр ОЛЕЙНИК: Вавилонское столпотворение
  Александр ОЛЕЙНИК: Вавилонское столпотворение