Юрий БОНДАРЕНКО: На какую ножку туфелька?
На новый поворот раздумий о реорганизациях нашей коммуналки меня натолкнула книга голландско-американского приматолога Франса де Вааля «Наша внутренняя обезьяна». Хотя, конечно же, о наших заморочках этот остроумный ученый не писал.
Дело в том, что многие тысячи лет и человекообразные обезьяны, и люди привыкли жить в таких сообществах, где они взаимодействовали с теми, кого «знали в лицо». И что показательно: уже не столетия, а считанные десятилетия решительно преобразили миры, в которых обитали еще многие из нас. Не только люди моего поколения, но и те, кто помоложе, застали мир «Покровских ворот», когда во дворах стояли беседки, женщины на лавочках лузгали семечки и болтали о своем, мужчины играли в шахматы, шашки, карты, домино. Кое-где были даже места с эстрадками и скамьями для мини-концертов и летней демонстрации фильмов. Жители относительных малоэтажек самой жизнью превращались в некое «целое».

Но вот и в провинциальных городах здания стали расти, шириться «в плечах». Сам образ жизни и само жизненное пространство решительно изменилось. И в этом изменившемся мире грянули у нас преобразования в сфере коммуналки и нажимы на замену того, что было, на «Организации Собственников Имущества» (ОСИ) или что-то подобное.
Само по себе, взятое в отдельно взятом сооружении, это, может быть, и хорошо, и плохо либо ни то ни се. Но в целом сама идея (если отойти от плоско понятой меркантильной стороны) зиждется на образе мира, которого практически в огромном числе регионов уже нет.
Ведь эта идея подразумевает, что жители такого-то дома - коллектив. Но так ли это?
Мы и сейчас в добрых отношениях со многими соседями. Поддерживаем друг друга. Но большинство жильцов других подъездов, причем жильцов сплошь и рядом меняющихся, мы просто не знаем.
Наши сегодняшние коллективы основаны на совсем ином: на работе, организации досуга. Сама жизнь, само жизненное пространство стали иными. Золушка, может, и была премиленькой, но ножки выросли, и ее туфельки просто уже маловаты.
Да и многие задачи, встающие перед нами в сфере жизненного пространства, не решаются в рамках отдельных домохозяйств. Повторю свое старое сравнение: если город - огромный корабль, то обитатели отдельных кают, как бы их не обозвали, структуру корабля не изменят.
Правда, за самые последние десятилетия немало проблем в организации жизненного пространства решили магазины, банки. Оплата коммунальных услуг работает удобней, чем еще сравнительно недавно. А вот в коммунальной сфере вопросы нарастают: ведь как не меняй так называемую форму собственности, главной остается деятельность коммунальных служб, должного числа специалистов.
Лихорадочные же телодвижения с формами собственности мне напомнили попытки введения 11-летнего образования, которое, по идее, должно было сочетаться с производственным обучением. Я сам из тех, кто заканчивал 11 классов. Казалось бы, здорово, когда выпускник обладает производственными навыками. Но конкретика этих навыков определялась местоположением школ. Такие-то готовят швей, другие - рабочих. Кому-то это шло на пользу, но в целом и время, и громадные деньги оказались потраченными впустую. Интересы, устремления школьников тех лет, как и жильцов лет нынешних, оказались в огромной мере связаны не с местом жительства и расположения школы и т. д.
Нынешние же тревоги усугубляются далеко не только маневрами (отвлекающими?) в сфере реформ, но и непосредственным заполнением городского жизненного пространства - именно в средних городах вроде Костаная. Как гвозди в доски то там, то тут в почву вколачиваются многоэтажные монстры. А как в перспективе в условиях сравнительно небольшого города их будут обслуживать?
Вот, к примеру, у нас в доме меняют лифты. И, слава богу, если все сделают безопасно и качественно. Но мы и на шестой, и на девятый этаж… ползаем и ползаем своим ходом. Непросто, но по силам. А ведь и 15-20-этажки со временем потребуют тех или иных замен.
Плюс многие иные вопросы. Скажем, с водой. Колонки убраны. В случаях ЧП приезжают машины. Когда есть свет и работают лифты, проблема решается. А как быть в случаях экстремальных ситуаций?
И это не говоря о том, что здания со многими десятками квартир по сути своей не могут быть объединениями тех коллективов и коллективчиков, по которым так приятно ностальгировать сегодня.
Последние новости




