Николай ГИНЬЯТОВ: Миллиарды, опережающие время

17 мая 2025, 11:13 |  Мнения

Почему «КазАвтоЖол» выплачивает авансом ТОО «АБЗ плюс» за ремонт зимой задолго до начала самих работ? И почему наш бардак приводит к нехватке денег и необходимости вводить поборы?

АО «НК «КазАвтоЖол» выплатило зимой ТОО «АБЗ плюс» 2,779 млрд тенге на приобретение материалов на строительство дорог в Костанайской области.

Скажу так: сложившиеся финансовые взаимоотношения между Костанайским филиалом АО «НК «КазАвтоЖол» и ТОО «АБЗ плюс», прямо как у добрых давних друзей, вызывают вопросы к ним обоим. Особенно на фоне того, что в начале этого года сразу на двух дорогах в нашем регионе введена платность: Костанай - ПП «Кайрак» и Костанай - Денисовка. Причиной столь непопулярных решений, вызвавших, по утверждению Костанайской транспортной прокуратуры, сильный негативный общественный резонанс, послужило то, что средств, как заявило Министерство транспорта РК, на дороги у государства катастрофически не хватает. А почему? Что не так у нас? Налогов уже недостаточно?

Во второй половине 2024 года между этими двумя близкими «приятелями» заключено пять договоров на средний ремонт участков республиканских автомобильных дорог, проходящих через нашу область. По условиям договоров срок их исполнения до конца 2025 года, начало выполнения ремонтов - весна 2025 года.

Изучив материалы по каждому договору на веб-портале госзакупок, мы видим, когда именно, какие суммы и за что заказчик оплачивает подрядчику.

По участку «Кайрак» - 416 км на Костанай: 6 ноября 2024 года - 115 382 400 тенге; 11 ноября 2024 года - 121 886 653 тенге; 22 января 2025 года - 437 856 027 тенге; 3 марта 2025 года - 43 871 400 тенге. Всего: 718 996 481 тенге.

По участку Костанай - Рудный: 28 августа 2024 года - 71 006 880 тенге; 31 октября 2024 года - 70 176 540 тенге; 20 ноября 2024 года 220 623 959 тенге; 24 февраля 2025 года - 263 734 006 тенге. Всего: 625 541 386 тенге.

По участку Костанай - Аулиеколь 3-8 км, 83-96 км: 6 ноября 2024 года - 123 561 502 тенге; 3 марта 2025 года - 84 786 181 тенге; 19 марта 2025 года - 224 143 868 тенге. Всего: 432 491 552 тенге.

По участку Житикара - граница РФ, 51-74 км: 13 декабря 2024 года - 495 249 770 тенге.

По участку Житикара - граница РФ, 74-98 км: 13 декабря 2024 года - 148 461 448 тенге; 23 декабря 2024 года - 349 946 216 тенге; 24 февраля 2025 года - 8 925 252 тенге. Всего: 507 332 917 тенге.

Всего в позднеосенний, зимний, ранневесенний периоды 2024-2025 годов для приобретения ТОО «АБЗ плюс» по этим пяти участкам дорог материалов на стройплощадку выплачено 2 779 612 106 тенге.

Изучение актов выполненных работ, справок, размещенных в открытом доступе на веб-портале госзакупок, показывает, на что конкретно перечисляет КОФ АО «НК «КазАвтоЖол» миллиарды в адрес ТОО «АБЗ плюс» - за какие именно работы или за какие конкретно материалы и в каком количестве.

Это приобретение на стройплощадки: щебня, отсева, битумов нефтяных дорожных вязких БНД 70/100. И это все приобретается за 5-7 месяцев до начала ремонта и покупается в качестве материалов на конкретные объекты строительных площадок, разумеется, без физического ввоза материалов на стройплощадки по причине, конечно, отсутствия там таковых, так как это тогда еще не объекты ремонтных работ, а лишь дороги, возле которых в снег посреди зимы, разумеется, не наваливаются кучи щебня, отсева и тем более дорожного битума.

Так какая у нас необходимость выплачивать посреди зимы ТОО «АБЗ плюс» миллиарды на тот же битум в январе? И где этот оплаченный государством, читай - из наших налогов, битум физически находится практически полгода? Его еще даже не произвели, к месту стройплощадки не доставили, но уже закупили впрок и деньги потратили заблаговременно. А точно деньги ушли на приобретение материалов на такую сумму? Не кажется ли господам из антикора и службы экономических расследований, что в такой схеме есть что-то неприличное?

Научно-исследовательский институт АО «КаздорНИИ» указывает: «Результаты обследования дорог, экспертизы качества материалов показывают, что одной из основных причин появления преждевременных деформаций покрытий, колеобразования, усталостных и низкотемпературных трещин, ухудшения транспортно-эксплуатационных показателей является несоответствие применяемых битумов климатическим условиям. При выборе битумных вяжущих для получения качественных асфальтобетонных смесей необходимо учитывать климатические условия района эксплуатации покрытия и интервал работоспособности вяжущего».

У нас применяются битумы нефтяные дорожные вязкие марки «БНД 70/100», рекомендуются для всех дорожно-климатических зон, кроме первой, при среднемесячной температуре наиболее холодного времени года не выше -20°С. Но мы и не в первой дорожно-климатической зоне.

Среднемесячная температура в Костанайском регионе в самый холодный месяц (январь) составляет примерно -15-17°С. Может периодически падать до -44°С.

Проблема в нашем дорожном хозяйстве очевидна и, как говорится, налицо. Дороги разрушаются быстро. Вот конкретный пример: в ходе рассмотрения иска об оспаривании приказа Минтранса о платности дороги Костанай - «Кайрак» был изучен объем документов по участку дороги 539+000 - 376+000 км (М-36). В частности, установлено, что имеются три акта приемки после среднего ремонта участков дорог в эксплуатацию на протяженность в 71 км (из 163 км платных): 376-379 и 416-426 км; 441-471 км; 472-500 км.

Казалось бы, взять эти отремонтированные километры на этой дороге, они еще должны быть вроде как и на гарантии. В это же время даже по ним есть претензии как у Костанайской транспортной прокуратуры, так и у отдела дорожно-технической инспекции УАП ДП Костанайской области, отмечались дефекты дорожного полотна. Спустя полтора года после ремонта…

Может, проблему нужно решать наведением порядка в сфере дорожного строительства,

а не путем введения новых поборов под видом «расширения сети платных автомобильных дорог»,

фактически переводя обычные бесплатные дороги общего пользования в платные повышенного качества проезда? Может, тогда и деньги еще останутся? А то ведь всегда им будет мало, если уж только недавно отремонтированные дороги постоянно снова нужно ремонтировать…

Автор - председатель ОО «Правозащитный Центр Костанайской области»