Сабит СУНДЕТБАЕВ: Почему я разуверился в Жана Казахстан

21 апреля 2024, 09:03 |  Мнения

Мысли из провинции по поводу государственной политики.

Когда президент Токаев провозгласил политику «Нового Казахстана», я был рад и всей душой приветствовал новые веяния в нашей стране. Ходил на выборы президента, голосовал за него, но…. По прошествии времени я понял, что у меня в жизни ничего не изменилось. Что-то там наверху декларируется, какие-то изменения происходят, но, увы, всё мимо меня. А кое-что мне абсолютно не нравится.

Фото Ксении РЕБИК

Начнём с основополагающих вещей! За это время трижды прошлы выборы: президента, в мажилис и в местные исполнительные органы. Про президентские говорить ничего не буду, это были обычные для нас почти безальтернативные выборы , что на тот момент меня вполне устраивало. Но вот к выборам в мажилис у меня уже появились вопросы. Как так получилось, что в эту палату Парламента прошли все те ,кто 5 раз переименовывал Астану, кто принимал все законы, которые сейчас они же собираются переделывать? Согласно неписаному этическому кодексу порядочного человека, можно было просто самому не баллотироваться в депутаты.

Однако Закон «О выборах» у нас таков, что бОльшую часьи депутатов мы не выбираем, а выбираем партию, в списках которой может быть кто угодно. Угодно властям имущим!

За немногочисленных одномандатников мгновенно включился административный ресурс, в итоге получился, как обычно, парламент марионеточный, который беспрекословно принимает законы, поданные нашим «очень профессиональным» правительством.

Выборы в местные органы самоуправления выглядели вообще какой-то популистской акцией, костью, брошенной народу: дескать, вы же хотели сами выбирать, нате вам!

Чтобы проводить подобные выборы, нужно было сначала изменить Закон «О местном самоуправлении». Чтобы аким района, города не зависел напрямую от акима области и мог проводить самостоятельную политику, чтобы зависел в бОльшей части от своих избирателей ориентировался на их интересы. А для того , чтобы блюсти интересы государства, проводить стратегическую политику, есть корпус «А», в том числе аким области.

По поводу нашего «очень профессионального» правительства... Это было самым моим большим разочарованием в период уже самостоятельного правления президента Токаева. Мамина я уже не беру, посмотрим на правительства Смаилова и Бектенова.

У меня такое впечатление от их управления, что государство и народ существуют отдельно в параллельных мирах. Народ разговаривает на своем языке, хоть на казахском, хоть на русском, правительство - на своём чиновничьем. Которое, хоть и имеет все внешние признаки казахского или русского языка, до мозга народа не доходит. Тем более, что премьер Смаилов предпочитал не появляться на публике, а если появлялся, бормотал что-то невразумительное и опять скрывался в кабинете. Но друг друга чиновники, наверное, понимают. Иначе бы Смаилов не держал на должности такого сугубого «профессионала», как министр здравоохранения как Ажар Гиният. Возможно, врач она неплохой, но чиновник ужасный. Я не буду говорить о всех недостатках ОСМС, но какие способы выбрала Гиният, чтобы загнать народ в ОСМС, это просто неприемлемо для чиновника такого уровня. Можно ведь использовать не только кнут, но и пряник, завлечь людей какими-то плюшками. Сказать, дескать, ОСМС - это семья, которая вас примет и облагодетельствует в смысле медицины, причём с первого дня, как вы захотели вступить в наши ряды. У нас же не так - месяц платишь, два, шесть, ты всё ещё не застрахован и не имеешь права на государственные медицинские услуги, кроме первичных.

Остальные министерства тоже чем-либо таким отличились, но всё это не так выпукло, как у Минздрава.

Про правительство Бектенова скажу одно - это ещё один шаг назад. Генерал-лейтенанта (возможно, в звании ошибаюсь) Антикора поставили, чтобы, как у Шарикова, взять и всё поделить, отобрать у назарбаевских миллиарды и тогда будет всем счастье. Никаких новаторских идей, никакого продвижения вперёд, главная задача - перераспределение награбленных предыдущей властью богатств. Своего рода Аблязов, только законный, поставленный от государства. При том, что Антикор - одно из самых неэффективных ведомств государства. Кого-то посадили, какие-то деньги вернули, но вот, к сожалению, в чиновники всё равно идут, чтобы брать взятки, надеясь, что уж их-то не посадят. И так и будет продолжаться эта круговерть вечно, как в фильме «Берегись автомобиля»: ты убегаешь, я догоняю. А инициативу чиновников, искренне радеющих за своё дело, Антикор свёл, по сути дела, к нулю. Все обложились ведомственными инструкциями и ни на шаг от них, иначе посадят. Поэтому у нас часто случаются всякие нелепости, когда одно постановление противоречит другому, но оба написаны согласно инструкциям. Причём оба этих постановления противоречат зачастую здравому смыслу.

Кстати, иногда бывает переток из одного облака в другое. Был один депутат, ныне известный блогер, кажется, Бердонгаров, радел за народ, голосовал за законопроекты правительства, потом перестал быть депутатом, проехал на своей машине стоп-линию и начал возмущаться размером штрафа, а ведь спрашивать-то надо было с себя!

Если подводить какой-то итог, то я считаю, что без изменения этих основ нашего государства - Закона «О выборах» и Закона «О местном самоуправлении» - говорить о Новом Казахстане просто нет смысла. Если реализуются изменения в этих законах, тогда две вселенные - государство и народ - будут хотя бы на равных. Сейчас государство только диктует свою волю народу, считая, что оно лучше, чем народ знает, что ему (народу) нужно.