Мавзолей Ибрая Алтынсарина в Костанайском районе приобретает черты мемориального комплекса

Галина ПЕТРЕНКО

2 августа 2017, 12:18 |  Культура

Реконструкция связана с внесением объекта в Сакральную карту Костанайской области. Что это такое и зачем ее создают, 31 июля на аппаратном совещании рассказал руководитель управления культуры Ерлан Калмаков.

То, что происходит в области, - часть республиканского проекта «Сакральная география Казахстана». Он в свою очередь - часть разветвленной иерархии программ, подпрограмм и проектов, с помощью которых в стране взялись реализовывать идеи статьи главы государства о необходимости модернизации общественного сознания.

 

- Под сакральными объектами понимаются особо почитаемые памятники природы, места, связанные с политическими и историческими событиями, мавзолеи, вообще памятные места, имеющие непреходящую ценность для народа, - пояснил Калмаков. - На территории Костанайской области находятся более 1 000 объектов историко-культурного наследия. Основным оператором проекта «Сакральная география Казахстана» определен Национальный музей, на базе которого создан научно-исследовательский центр, собрана экспертная группа из числа ведущих археологов, историков, этнографов, краеведов. У нас в области сформирован перечень объектов, предлагаемых для включению в республиканскую Сакральную карту. Рабочей группой, состоящей из общественных деятелей, ученых, духовенства после рассмотрения предложений от всех городов и районов отобраны наиболее значимые для духовного самосознания нации объекты.

Большинство их расположены в Торгайском регионе области. В перечне, например, мавзолей Кейки батыра, памятник на могиле Амангельды Иманова, торгайские геоглифы, а также здание мечети в Костанае, мавзолей Ибрая Алтынсарина в Костанайском районе.

Есть и региональный список сакральных мест, предложено таковыми считать 21 - в их числе мазары, могилы, обелиски, храмы мусульманские и православные (в Боровском и Пресногорьковке), и даже колодец - колодец Омара, расположенный в Щербаковском сельском округе Алтынсаринского района.

Каждый объект имеет свою изустную и писаную историю. Какие именно останутся в сакральных картах, будет определено после работы в области экспедиции, организованной Национальным географическим обществом.

- Основным оператором проекта является Национальный музей, на базе которого создан научно-исследовательский центр, сформирована экспертная группа из числа ведущих казахстанских археологов, историков, этнографов, краеведов, - сказал Калмаков. - С начала года в области ведется большая работа по увековечиванию имен исторических личностей. Идет строительство нового мавзолея Кейки батыра, близится к завершению реконструкция мавзолея Ибрая Алтынсарина. Полагаем, что статус мемориального комплекса привлечет еще больший интерес к этой личности. В Костанае появится памятник полководцу Шакшак Жанибеку. Все эти мероприятия раскрывают суть проекта «Сакральная география Казахстана». В ближайшее время будет разработан маршрут для республиканской экспедиции. Забота акимов - чтобы на местах были подготовлены спикеры, которые смогут интересно рассказать о сакральных местах нашей области. Планируется, что сведения обо всех появятся на специальном республиканском портале.

Аким области Архимед МУХАМБЕТОВ, выслушав доклад, дал несколько поручений.

- Объекты, которые мы рекомендуем внести в сакральные карты, должны быть приведены в надлежащий вид, - сказал он. - Я был на могиле Амангельды Иманова. Видел памятник. Надо готовить проектно-сметную документацию для реконструкции памятника, расширять площадь под ним, провести благоустройство. Теперь о колодце Омара, который кто-то догадался покрасить синей краской. Какое творчество, какая фантазия... Ну, сделали бы под старину - дерево, лак. Думать же надо... Когда после экспедиции будет определено, какие объекты пойдут в республиканскую карту и какие мы утвердим для региональной, надо будет с привлечением грамотных специалистов изготовить эту общую карту сакральных мест области. Можно выполнить ее на металле, например, на меди - так, чтобы она сама стала экспонатом музея.