Григорий КОПАНИЧУК: Пятидневка - пути перехода

«О сокращении летних каникул не говорят ни учителя, ни ученики, ни родители»
31 марта 2016, 08:12 |  Мнения

Я думаю, не будет преувеличением сказать, что миллионы учащихся и их родителей, тысячи учителей благодарны президенту РК за то, что он поручил министерству образования начать переход к 5-дневной учебной неделе в школах страны. Оздоровление школьников, общение с родителями, трудовое участие в домашних делах, занятие спортом и творчеством – вот ожидаемые результаты сокращенной учебной недели.

Необходимость введения 5-дневки очевидна. Результатом сильных перегрузок школьников, и особенно в начальной школе, является снижение посещаемости уроков в субботу. Для ряда предметов, количество которых составляет 1 час в неделю - английского языка, познания мира и самопознания - постановка их в расписание в субботу весьма критична, так как многие ученики могут не встречаться с этими дисциплинами неделями.

Нет сомнения, что поставленная главой государства задача будет реализована. Остаются лишь вопросы о вариантах ее решения. Председатель совета директоров АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» Мурат Абенов пишет о трех возможных путях: сокращение предметов и уроков на 1/6; ежедневное дополнение учебного дня одним-двумя уроками; сокращение летних каникул.

Первый вариант потребует трудоустройства или дополнительного обучения 1/6 части учителей. Однако именно он собирает наибольшее число сторонников, которые уже предложили убрать из учебной программы ряд предметов. Социальные сети полны высказываниями о полученных знаниях, которые никому не понадобились. Забыта лишь старая формула психологии, отражающая связь общего и специального образования, которая гласит, что каждый должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь. Эта формула говорит только об образованном человеке.

Второй вариант, предусматривающий односменную учебу до и после обеда, не собрал аудитории, скорее всего, из-за того, что больше напоминает мечту, весьма далёкую от реалий. Мечту такого же порядка, как и наполняемость класса в 20 человек или наличие в классе помощника учителя для детей с особенностями развития, что практикуется в европейских школах.

Три месяца безделья – это наше всё. Поэтому о сокращении летних каникул - по третьему варианту - не говорят ни учителя, ни ученики, ни родители, как будто непременным условием образовательного процесса является максимальный отдых одних его участников от других.

Но ссылки на климатические особенности нашей страны и невозможность заниматься в теплое время года сразу меркнут, если привести примеры стран, расположенных южнее Казахстана, ученики которых весь июнь учатся. Пока же у нас парадокс: школа в течение 11 лет обучения задает установку, что в летнее время учеба невозможна, выпускники же сталкиваются с проблемой, что работать надо при любой погоде.

Поставленная перед образованием задача сложна и потребует серьезных усилий и расчетов. Скорее всего, в решении ее будет представлен каждый из трех путей – и сокращение предметов или их слияние, и строительство новых школ, но хотелось бы надеяться, что приоритетным будет все-таки сокращение летних каникул, корректировка осенних и весенних дней отдыха с максимальным приближением к праздникам страны.