Евгений ШИБАРШИН: Рыночная патология

«Рыночный романтизм мешает смотреть на казахстанские реалии прагматично»
9 декабря 2015, 07:18 |  Мнения

Приезжавший недавно в Костанай депутат мажилиса Азат Перуашев на встрече с журналистами заявил, что Послание президента РК является «рыночной революцией». Он сослался на заявление главы государства о том, что предстоящие преобразования по своей масштабности сопоставимы с реформами 90-х годов.

Вывод о «рыночной революционности» мажилисмен основал на поручении Назарбаева передать в частные руки госпредприятия, которые сейчас входят в национальные холдинги. Главным пороком этих структур, по оценке Лидера нации, является то, что «все это сопровождается раздутыми штатами и потреблением огромных бюджетных ресурсов и в то же время приводит к вытеснению частных инвестиций и инициативы».

Чтобы понять, какая экономическая глыба подвергнется очередной реформации, достаточно сказать, что только активы фонда «Самрук-Казына» составляют более 40% ВВП. Учитывая, что при слове «революция» у многих людей внутри организма что-то обрывается, хотелось бы узнать от сторонников очередного «скачка» подробности. Хотя бы для того, чтобы часть нашего легко возбудимого общества не бежала в магазин запасаться солью и спичками. Пока же процесс идет по известному сценарию - «война план покажет». В этих условиях на авансцену выходят политики с романтическими наклонностями и начинают самореализовываться в пропаганде идей своего вождя.

Ох уж эти романтики! Большего вреда любой революции навряд ли кто сможет нанести. Вот и в недавние 90-е они так страстно агитировали за рыночные реформы, что после наполнения торговых прилавков ширпотребом им стало не с руки вспоминать о тысячах сограждан, вмятых в землю катком «шоковой терапии». Забыли они и о сложившемся имущественном разделении общества, пропасть которого так велика, что о единении в сплоченную нацию могут мечтать только наивные. Вот и сейчас рыночный романтизм в их головах мешает смотреть на казахстанские реалии прагматично. Он, скорее, напоминает рыночную патологию.

Конечно, менеджмент «частника» имеет качественно иную мотивацию, чем у начальника государственной конторы. За счет этого приватизация госпредприятий может дать определенный эффект. Но есть еще и объективные факторы, которые на финансовую состоятельность казахстанских предприятий влияют в гораздо большей степени. Речь идет о возможности получить такой доход, который не только компенсирует понесенные затраты, но еще даст прибыль для развития.

Уже тысячи раз говорили о специфике Казахстана: неразвитости внутренней инфраструктуры, территориальной удаленности от мировых рынков, огромной неосвоенной территории и малочисленном населении, которое не только создает пределы кадрового потенциала производства, но и ограничивает объемы потребления. Однако мы упорно сравниваем Казахстан с разными «сингапурами», которые существуют в других экономических реалиях, и ищем панацею от своих бед в чужом опыте. В итоге за 24 года самостоятельности научились развиваться только за счет «сливок», которые снимаем с высоких мировых цен на наше природное сырье.

Вот и на этот раз - опять уповаем на «скрытую руку рынка», а максимум, что получим - доход в бюджет от продажи госпредприятий.