Виктор ДЕЙНЕКА: Инструменты против ржавчины

«На выходе качество горячей воды должно соответствовать качеству воды питьевой»
25 октября 2015, 08:34 |  Мнения

Проблема качества горячей воды, почти ежегодно поднимаемая горожанами, кажется неразрешимой. В рассуждениях приводятся ссылки на объективные причины избыточного содержания железа в воде: ржавеющие трубы изношенных теплосетей, древние чугунные батареи в квартирах. Но при этом почти не рассматриваются человеческий фактор и нормативно-распорядительные документы.

Горячая вода используется не только для санитарно-гигиенических нужд, но и для мойки посуды, технологических ёмкостей и трубопроводных систем, используемых при производстве пищевых продуктов. Не случайно для ее приготовления строго регламентировано использование воды, соответствующей по качеству источникам питьевого водоснабжения.

Качество питьевой и горячей воды, централизованно подаваемой населению и предприятиям, регламентируется санитарными правилами, утверждёнными постановлением правительства РК от 18.01.2012 г. №104. Что конкретно предписано правилами по качеству горячей воды?

Пункт 48. На всех этапах подготовки и подачи горячей воды для населения проводится лабораторно-производственный контроль качества.

Пункт 58. В период сезонных отключений, после ремонта и присоединения новых систем теплоснабжения допускается отступление от санитарно-эпидемиологических требований к качеству воды централизованных систем горячего водоснабжения по показателям цветности до плюс 70°С и содержанию железа до 1 мг/л в системах горячего водоснабжения.

Пункт 61. Производственный лабораторный контроль качества горячей воды включает определение следующих показателей: температура (°С); цветность (градусы), мутность (мг/л); запах (баллы); реакция рН; железо (мг/л); остаточное количество реагентов, применяемых в процессе подготовки воды (мг/л); допустимое содержание химических веществ, вымывание которых возможно из материала труб горячего водоснабжения (медь, цинк и другие элементы в мг/л); микробиологические.

Как видим, программа испытаний качества горячей воды включает не только определение содержания железа, количество которого, как и в питьевой воде, не должно превышать 1 мг/л, но и других физических и химических её показателей. Получается так, что на выходе качество горячей воды должно соответствовать качеству питьевой.

Теперь поговорим о конкретике. Качество горячей воды обусловлено многими факторами и далеко не только контактом с трубами. Безусловно, требуется реконструкция систем транспортировки и отопления с постепенной заменой стальных труб металлопластиковыми и чугунных батарей нержавеющими алюминиевыми. Но главная причина плохого качества горячей воды заключается  в содержании и обслуживании тепловых магистральных и домовых сетей.

Как происходит промывка тепловых систем наших многоэтажек? Только-только прекратился отопительный сезон и сразу начинается их промывка ещё горячей водой, подаваемой в режиме повышенного давления. Из батарей отопления вытекает, как и следовало ожидать, практически прозрачная вода, оказавшаяся таковой, как обычно, к концу отопительного периода. Эффект промывки - нулевой.

Всё лето до октября мокрые поверхности труб и батарей с участием кислорода, органических веществ и бактерий активно «производят» гидроокись железа и газы, той самой ржаво-зелёной вонючей мути, которая в октябре будет разбавлена вновь подаваемой горячей водой в начале очередного отопительного сезона.

Вывод напрашивается только один – промывка должна производиться непосредственно перед началом отопительного сезона, не раньше сентября. Также следует принять жёсткие меры по обязательной промывке систем теплоснабжения  «бесхозных» домов и производственных зданий.

От поставщиков горячей воды в летнее время требуется соблюдение режима более высокой оперативности в проведении испытаний и ремонта магистральных сетей, исключающих их длительное завоздушивание и усиленную коррозию труб, продуцирующих образование железо-гидрооксидных растворов.

Котельные должны организовать системный мониторинг качества потребляемой запиточной воды на её соответствие нормам санитарных правил. Ведь её доставка по длинным магистралям уже предполагает наличие в питьевой воде повышенного содержания железа и других веществ. При необходимости - принять меры, корректирующие качество поставляемой воды, создание резервных ёмкостей. Ведь синхронное отключение в подаче горячей воды при аварийных отключениях в подаче холодной питьевой - это признак низкой технологической готовности котельных. Эти отключения приводят к неоправданной завоздушенности сетей и ухудшению качества подогретой воды, не говоря уже о вероятных порывах в трубах от действия гидравлических ударов.

Особое внимание технологов должно быть обращено на контроль качества горячей воды. Этот рыночный товар, имеющий, кстати, весьма высокую стоимость (по мнению автора - завышенную в несколько раз), качество которого должно быть безупречным, соответствующим санитарным нормам. В этом деле не должны быть посторонними наблюдателями и службы департаментов охраны прав потребителей, призванные обеспечивать регулярный контроль над качеством горячей воды, поставляемой в детские сады, школы и другие госучреждения. От этого в немалой мере зависит санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Все необходимые условия и инструменты для этого имеются. Дело - за ответственностью руководителей и специалистов технологических служб предприятий, имеющих государственный статус, то есть полностью подконтрольных исполнительной власти.