Евгений ШИБАРШИН: на «подсосе» у государства

«Инвестирование в село Казахстана сдерживает высокая степень риска»

Евгений ШИБАРШИН

9 июня 2015, 18:37 |  Мнения

4 июня на заседании совета иностранных инвесторов при президенте РК обсудили возможность увеличения финансовых вложений в аграрный сектор.

Важность этой темы Нурсултан НАЗАРБАЕВ аргументировал наличием у Казахстана «уникальных сельскохозяйственных ресурсов» и выгодным географическим положением страны, «позволяющим обслуживать традиционные региональные рынки». Глава государства также отметил, что аграрный сектор - это «самая большая сфера занятости населения и один из главных источников экономической диверсификации в будущем».

Изложенные «зазывалки» для агробизнеса вроде привлекательные, но звучат они не первый раз, а предпринимателей, желающих вложить свои деньги в «добычу продовольствия» на землях Казахстана, не привлекают ни ощутимые налоговые льготы, ни наличие соответствующей «политической воли» первого руководителя страны.

В итоге Казахстан хотя и занимает вместе с Австралией и Канадой ведущее место в мире по количеству пашни на душу населения, но за последние 5 лет увеличил импорт продовольствия на 45%. Импортируется половина потребляемых сыров и мяса птицы, более 40% колбасных изделий и сливочного масла. И это при том, что государство за последние 4 года инвестировало в агропромышленный комплекс более $5 млрд!

Обо всем этом на заседании совета говорилось, равно как и о многих аграрных инновациях, которые применяются в других странах, но до Казахстана не дошли до сих пор. Вот только анализировать причины такого «консерватизма» участники совета не стали. Возможно, потому что среди них было мало инвесторов, прямо связанных с агробизнесом.

Почему? Да потому, что не обязательно специализироваться на вложении денег «в землю», чтобы понять очевидное: инвестирование аграрного сектора Казахстана имеет слишком высокую степень риска. Главным образом - по причинам природно-климатическим. Новейшими технологиями в какой-то степени можно сгладить отрицательные последствия засушливых лет, но это потребует огромных финансовых вливаний, и нет гарантий, что они когда-то окупятся. Именно этот фактор и сдерживает частных инвесторов.

Пока сельское хозяйство в Казахстане во многом держится за счет государственных субсидий и преференций. Если отрешиться от механизмов финансирования совхозов в советское время и теперешних крестьянских хозяйств и сельских ТОО, то придется признать: казахстанское село как было убыточным, так и осталось таковым. Это объективный фактор, который нужно признать и с ним необходимо считаться.

Придется признать и то, что все манипуляции с формами собственности в аграрном секторе не оправдали надежд романтиков рыночных реформ. Не может быть абсолютно свободным аграрий-частник, если он находится на «подсосе» государственных субсидий. А в Казахстане иное невозможно. Фактор большого присутствия государства в экономике села, на мой взгляд, тоже сдерживает частных инвесторов.

Исходя из этого, деньги частников если и пойдут, то, скорее всего, в инфраструктурные проекты и перерабатывающую промышленность агропромышленного комплекса. Что касается растениеводства и животноводства, то бремя основного инвестора по-прежнему будет лежать на государстве.