Николай ВОРОНИН: Локомотив или прицепной вагон?

«Казахстанские частники оказались в большей степени торгашами, нежели производителями»
22 февраля 2015, 18:27 |  Мнения

Нам на протяжении почти четверти века внушают, что бизнес, в том числе малый и средний, является локомотивом экономики. На каждом углу мы кричим, что у нас рынок, что государство не должно вмешиваться в дела бизнеса. Но едва возникают кризисные явления, все вспоминают о государстве. 

Только в 2015 году из Нацфонда выделяют 100 млрд тенге на льготное кредитование малого и среднего бизнеса, а также крупного предпринимательства. Кроме того, по словам заместителя премьер-министра РК Бахытжана Сагинтаева, правительство предполагает выделить в этом году 200 млрд тенге на поддержку бизнеса. А кто считал, какие миллиарды израсходованы на поддержку бизнеса в предыдущие годы?

Но бизнесу все мало, он так и продолжает стоять с протянутой рукой. Бизнесмены заявляют, что объем господдержки в РК остается на низком уровне по сравнению со странами ТС, и поэтому они не конкурентоспособны. Они указывают, например, на то, что аграрный сектор Белоруссии на производство сельхозпродукции получает в 3,5 раза больше, чем у нас. Но позвольте, у них совхозы и колхозы, то есть государственная собственность. У нас землю и технику растащили, стали собственниками, а дотации требуют от государства. 

Почему нашему бизнесу мешает все? В России разрешили рекламу алкоголя - тут же депутат Перуашев заявляет, что наши предприниматели понесут убытки. В России обвалился рубль - председатель Национальной палаты предпринимателей Аблай Мырзахметов плачется, что это ставит наших предпринимателей в неравные конкурентные условия, особенно в приграничных регионах. Но я, как, наверно, 90% казахстанцев, рад возможности дешевле купить в России тот же автомобиль. Почему мы должны переплачивать нашим автосалонам? Кстати, благодаря России костанайские автосалоны снизили цены. Некоторые иномарки стали доступнее аж на $4 000. И это им не в убыток, просто несколько уменьшилась прибыль. 

Кончились времена, когда рентабельность делали до 100% в год. На том же Западе бизнес считается успешным, если доход составляет 5-7%. Так что предложения установить квоты на ввоз продукции объясняются желанием обеспечить сверхприбыль отечественным коммерсантам. 

И еще одна характеристика нашего бизнеса. Получившие в результате первой приватизации общенародную собственность частники оказались в большей степени торгашами, нежели производителями. А это не есть хорошо. 

По словам вице-министра финансов РК Руслана Даленова, сейчас из 226 000 действующих предприятий в Казахстане только около 6 000 находятся в государственной собственности в виде госпредприятий, а также АО и ТОО, в которых имеется доля государства. На вторую волну приватизации определено на реализацию более 850 компаний. У государства остается всего 5 000 предприятий. Казалось бы, что такая частная громада действительно должна тащить государство, как локомотив. На деле эта громада пока катится в качестве прицепного вагона, и тащит ее государство. Бизнес так и требует поддержки от государства. Только в нашей области на поддержку предпринимательства выделено 1,5 млрд тенге. Когда наконец бизнес заживет сам?