Гульмира БИРЖАНОВА: Бесконечная мораль

«Заявление о клевете, допущенной в мировом масштабе, представляется мне явным преувеличением»
8 декабря 2014, 14:15 |  Мнения

Мне часто приходится принимать участие в судебных процессах, где стороной по делу выступают журналисты. Ситуации на них бывают довольно анекдотичные. Но недавний судебный процесс по иску о возмещении морального вреда, предъявленному к председателю общественного фонда «Народный антикоррупционный комитет» Мусагали Дуамбекову, вообще стал классикой жанра. В отдельных моментах наблюдатели, а среди них были и международные эксперты, едва сдерживались, чтобы не рассмеяться. 

Свои страдания истцы - предприниматели Бахыт и Саламат Мукашевы - оценили в 92 млн тенге, хотя в ходе очередного заседания вдруг решили, что двух миллионов будет достаточно. По мнению истцов, вред им принесли две статьи Дуамбекова о конфликте между владельцами небольшого завода и их наемным работником, опубликованные на сайте Insiderman.kz. 

Кого только не вспоминал во время прений адвокат истца: тут и Святой дух, и Ницше, и Шекспир с Ромео и Джульеттой, и заместитель генерального прокурора РК Иоган Меркель. Порой казалось, что его подзащитными являются одновременно и судьи, и депутаты Парламента, а не только доверители. Хотя одного из истцов он охарактеризовал лаконично: «Человек который дважды совершил хадж в Мекку, не может быть предметом обсуждения в суде». 

Все смешалось на этом процессе: много говорили о морали и о любви, хотя Гражданский кодекс РК четко определяет, что законом охраняются только честь и достоинство граждан. Представитель истцов даже предложил собственную шкалу: «Мораль измеряется от нуля до бесконечности, и в конце уже приравнивают к лику святых». Может ли быть конец у бесконечности - вопрос философский. Но в суде его легко перевели в практическую плоскость - судя по заявленной компенсации морального вреда, истцы на этой шкале находятся где-то ближе к высшей точке.

Немалая роль в этом деле была отведена сайту, на котором опубликовали спорный материал. Не спорю, сайт достаточно достаточно известный в Казахстане. Но все-таки заявление адвоката о том, что поскольку «Интернет является мировой паутиной, то клевета была допущена в мировом масштабе», представляется мне явным преувеличением. Кстати, анализируя судебные процессы над журналистами, могу заметить, что в последнее время Интернет практически стал отягчающим обстоятельством, причем чаще всего обижаются даже не на автора, а на комментарии к публикации.

Своеобразной кульминацией процесса по иску к Мусагали Дуамбекову стала фраза адвоката истцов: «Во всем мире суд выносит свои решения не по справедливости, а по букве закона». Всегда, как юрист, считала, что в принципе, это одно и то же. 

Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно, потому что ответчик проиграл, хотя размер компенсации и был снижен - до... 400 000 тенге. 

Чтобы не заканчивать историю на грустной ноте, скажу, что сейчас готовятся поправки в Гражданский кодекс. Будем надеяться, что предложения журналистского сообщества о его демократизации и приведение в соответствие с международными стандартами на этот раз будут учтены.

Автор - юрист общественного фонда «Правовой медиацентр» (Астана)