Диана ОКРЕМОВА: "Стандарт для обиженных"

"Подобные судебные решения чреваты тем, что общество впадет в летаргический сон"
1 ноября 2014, 21:21 |  Мнения

На прошлой неделе алматинский судья Талгат Садыков вынес эпохальное решения по злополучному постеру, на котором были изображены целующиеся Курмангазы и Пушкин.

Мало того, что ранее автор постера - рекламное агентство Havas Worldwide Kazakhstan - проиграло 314 000 тенге в административном суде, теперь оно должно заплатить 34 млн тенге оскорбленным преподавателям и студентам консерватории им. Курмангазы в качестве возмещения морального вреда. Этот поцелуй уже назвали самым дорогим в истории человечества.

Как только информация появилась в интернете, сообщество разделилось на тех, кто «за», и тех, кто «против». «За» одобряюще кричали «так и надо! Побольше им впаять, чтоб неповадно было!». «Против» говорили о неадекватности судебного решения и предсказывали печальные последствия.

Не буду много говорить о гомофобии в данном случае, хотя она очевидна. Большая часть нашего общества не отличается толерантностью и готово клевать и гнобить любого, кто не похож на «нормального». Непонятно, почему постер был признан судом «рекламой запрещенных товаров и услуг», ведь логичнее говорить здесь о неэтичной рекламе. Так же непонятно, почему в ходе процесса доказывалось, что Курмангазы не был лицом нетрадиционной сексуальной ориентации (ведь никто и не утверждал, что он гей!).

Следующий момент касается чести, достоинства и деловой репутации. В решении говорится, что данный постер затрагивает эти неимущественные права Курмангазы. Но какое отношении имеют к ним нынешние преподаватели и студенты консерватории?

Последний и самый толстый гвоздь в крышку гроба справедливого правосудия – сумма возмещения морального вреда. Один миллион тенге в последнее время стал каким-то стандартом для обиженных и оскорбленных. Однако никто не старается объяснить или доказать, почему он настрадал именно на эту сумму, а, скажем, не на 900 000 или 1 млн 100 тенге. Как связать миллион тенге с моральными муками студентов, которые даже не явились на судебное заседание, – большая загадка. Отличная возможность просто так заработать нехилую сумму! 

Но самая главная проблема – в соразмерности и пропорциональности наказания. Вспомним несколько говорящих фактов. Родители детей, зараженных ВИЧ в Шымкенте, получили компенсацию по $10 000. Отцу 15-летнего парня, забитого до смерти пятью подонками, суд постановил выплатить 3 млн тенге. А какое наказание получают пьяные полицейские, сбивающие насмерть пешеходов, – вы и сами знаете. На фоне этого 34 млн тенге за неэтичную картинку – это просто дико!

На мой взгляд, судебное решение по этому постеру имеет два катастрофических, хотя и не явных сегодня, последствия. Во-первых, снижает доверие народа к институту правосудия, поскольку отсутствуют единая судебная практика, критерии соразмерности и понимание справедливости. А во-вторых, подобные решения чреваты тем, что общество впадет в летаргический сон, боясь выражать свои взгляды, творить, придумывать, шокировать. Ледниковый период свободы выражения мнения. Этого мы хотим?