Дело о наркобизнесе в тюрьме Аркалыка: свидетель рассказал о порядках в местах заключения

По словам Нургалиева, "смотрящий" согласовывал свои действия с руководством УК 161/12
23 января 2014, 16:50 |  Криминал

23 января допрашивали жителя Актюбинской области Талгата НУРГАЛИЕВА, который проходит по делу свидетелем. Изначально в отношении него тоже возбуждалось уголовное дело, но было прекращено сотрудниками КНБ в связи с деятельным раскаянием и сотрудничеством со следствием.

К Нургалиеву была применена ст. 65 УК РК, поэтому его выпустили на свободу.

По словам свидетеля, во время пребывания в УК 161/12 (тюрьма г. Аркалыка) он был одним из "смотрящих".

- В тюрьме есть несколько "смотрящих", их выбирают на общаке, где собираются представители всех камер и решают, кто будет "смотрящим", - пояснил Нургалиев. - С октября 2011 года по август 2012 года "смотрящим" в УК 161/12 был Турар Сапашев. До него был Медет. А к концу 2012 года смотрящим выбрали Акилу (Айдар Акижанов, один из подсудимых - "НГ"). Меня в тот период назначили "смотрящим" за карантином. В мои обязанности входило провести разговоры, выяснить личности всех, кто прибывал в аркалыкскую тюрьму. Как правило, на карантине осужденные находятся 10 дней. Кроме того, в тюрьме были еще и другие "смотрящие" - например, "смотрящим" за криминалом был Думан Бейсенбаев, он решал вопросы поставки продуктов питания на территорию учреждения, наркотиков, денег и т. д. Если осужденному нужны какие-то продукты, их вполне можно заказать на свободу, но за эту услугу осужденный должен платить. На свободе были свои каналы и свои люди, которые по звонку решали все наши вопросы.

Нургалиев рассказал, как в тюрьму передавали сотовые телефоны, DVD-проигрыватели и другие вещи. Перед каждым обыском осужденных предупреждали. Но бывали и неожиданные обыски, в этом случае "смотрящий" вел переговоры с руководством учреждения. Он же решал, кто может по территории учреждения передвигаться свободно, а кто нет. "Смотрящий" принимал участие  в разрешении тех или иных конфликтов в камерах. Он же объявлял, что необходимо собрать деньги на мероприятия.

- Какие? - спросил адвокат.

- Например, в тюрьму приезжали с проверкой или наблюдатели, им нужно было дать ужин и обед. Руководство учреждения обращалось к "смотрящему", он решал эти вопросы, - ответил Нургалиев.

Свидетель рассказал о системе передачи сообщений между осужденными из разных колоний Казахстана. О том, почему характеристика об осужденном приходит в зону раньше, чем прибывает сам осужденный по этапу. О том, как по телефонному звонку в Аркалык из Кызылорды, Шу или Алматы высылали наркотики - груз встречали в Костанае и перенаправляли в Аркалыскую тюрьму. Нередко марихуану в Аркалык доставляли с продуктами питания.

- Вы были "смотрящим" за карантином. Могли бы рассказать, осужденные как-то подразделяются? - задали вопрос свидетелю. 

- Да. Плохо встречают осужденных за изнасилование и за распространение наркотиков. Нормально встречают осужденных за грабежи, кражи, убийства, драки, - ответил Нургалиев. 

- Плохо - в чем это выражается?

- Они прислуживают в камерах.

Все эти традиции, пояснил Нургалиев, "передается из поколения в поколение".