Дело пограничников: для получении взятки были созданы условия

Как показал свидетель, данные о попытке пересечения границы по чужим документам пообещал внести в журнал подсудимый Самратов (слева)
25 ноября 2013, 12:52 |  Криминал

В военном суде Костанайского гарнизона продолжается процесс по обвинению пограничников Жанибека Самратова и Айдына Игликова в вымогательстве взятки. Сегодня, 25 ноября, допрашивали свидетелей: оперативного дежурного Александра ЛИТВИНОВА, в чью смену задержали Талгата Мурзахметова, и главу крестьянского хозяйства «Алтын дала» Майрамгуль КОЖИБАЕВУ, которая была инициатором задержания пограничников с поличным.

Кожибаеву в тот день через границу не пустили и отправили обратно. У нее, как и у Мурзахметова, было судебное ограничение на выезд. Оба узнали об этом за 2 дня до произошедшего, когда первый раз пытались пересечь государственную границу. В Россию им надо было попасть, чтобы купить запчасти. Тогда Кожибаева предложила вернуться в Есиль и переговорить с судебным исполнителем, чтобы тот временно снял ограничение на выезд. По дороге обратно Мурзахметов заехал к своему родственнику в п. Октябрьский и взял его удостоверение личности на имя Оспанова.

- Оспанов тоже изъявил желание ехать с нами в Россию, но в  последний момент передумал, а  удостоверение его находилось у Мурзахметова, - показала свидетельница. - Когда меня вернули обратно за пост, так как у меня не было до сих пор снято ограничение, то удостоверение личности на имя Мурзахметова было у меня в сумочке. После того, как его задержали с удостоверением на имя Оспанова, он позвонил мне и сказал, что сейчас придет человек, которому нужно отдать его удостоверение и 10 000 тенге. Ко мне подошел пограничник Майлыбаев, я ему дала указанную сумму и документ. Думала, что Мурзахметова отпустят, но этого не случилось. Пограничники попросили еще 5000 тенге. Пришлось дать. А потом позвонил Талгат и сказал, что он находится под подпиской о невыезде и ему нужно 150 000 тенге. Я поняла, что Талгата прессуют. И потом - я же знала, что за такое нарушение "светит" только административная ответственность. О какой подписке о невыезде может идти речь? Взвесив "за" и "против", позвонила в финансовую полицию. К этому времени я уже была в Костанае. Потом ждали звонка от Талгата. Когда он позвонил, сказала: «Соглашайся и едь в Костанай». Он приехал на такси, я заплатила за него. А потом уже он написал заявление в финансовую полицию.

Сегодня же в суде выяснилось, что игнорируют воинскую дисциплину пограничники не только на пропускном пункте "Кайрак", но и в головном офисе войсковой части № 2031 Пограничной службы КНБ. Здесь журнал регистрации (КУЗ) «гуляет» и передается без какого-либо оформления. 

Талгат Мурзахметов пытался пересечь границу в 6 часов утра 15 июля, информация об этом поступила в дежурную часть. Однако к 9 часам утра, когда Александр Литвинов сдавал дежурство, этот факт не был указан в журнале. 

- Я хотел внести, но журнал у меня попросил Самратов, который сказал, что сам внесет все данные, - сообщил в суде майор Литвинов.

- Вносить данные - это разве не ваша обязанность? - спросил адвокат Азамат НАЙМАНОВ.

- Да, моя, но я поверил на честное слово коллеге.

- Как часто в войсковой части давали журнал КУЗ без регистрации? - продолжил спрашивать Найманов.

- Было, раза два...

За этот проступок, как признался сам майор Литвинов, он получил он строгий выговор.

Кстати, на момент задержания пограничников финансовыми полицейскими факт попытки пресечения границы Мурзахметовымпо чужому документу так и не был зафиксирован.