Дело "Казпочты": до финполиции сообщения о махинациях с углем и дровами проверяла служба безопасности филиала

На скамье подсудимых руководитель областного филиала "Казпочты" и начальник сектора правового обеспечения
8 ноября 2013, 09:27 |  Криминал

7 ноября в ходе судебного следствия по делу директора Костанайского ОФ АО «Казпочта» Оразбая АБАЕВА, его подчиненного Кайрата УМБЕТОВА и представителя ТОО "Investment Central Asia-Astana Region" Дамира КУТУБАЕВА должны были допросить начальников районных узлов почты.

Однако ни один из них в суд не явился, поэтому продолжили допрос тех, кто работает в системы почты в Костанае.

Напомним, Абаев обвиняется в махинациях с углем и дровами. На отопительный сезон 2012-2013 г.г. в филиале АО «Казпочта» были предусмотрены средства на закупку угля (6 370 931,84 тенге) и дров (1 625 163,68 тенге). Но уголь и дрова в необходимом объеме заказчику не поступили, хотя деньги были перечислены на счет ТОО "Investment Central Asia-Astana Region".

- Основанием для перечисления денег являются счет-фактура, предоставленные накладные и договор. Кроме того, стояла виза АХО, который был инициатором данных госзакупок, и экономического отдела. Поэтому деньги были перечислены, - сообщила в суде главный бухгалтер КФ АО «Казпочта» Гульмира АКИБАЕВА.

По ее словам, на сегодня в филиале нет никакой недостачи. Те суммы, на которые не доставили уголь и дрова, были отнесены на затраты, весь баланс привели "к нулевке".

А не доставили угля и дров немало. Согласно материалам дела, представитель ТОО "Investment Central Asia-Astana Region" Дамир Кутубаев отдавал начальникам районных РУПС только 50% от стоимости предполагаемой поставки. Одна из начальников РУПС - Нургазина - была возмущена и написала докладную об этом на имя Абаева, остальные же соглашались с ситуацией.

- Мы провели служебную проверку по этому заявлению, - пояснил в суде начальник службы безопасности филиала Ербулат ШАХМЕТОВ, - а также по факту, когда в Ауеликоль был поставлен некачественный уголь. Все выводы я отдал руководству. Когда об всем узнал Абаев, он требовал от Кайрата Умбетова, чтобы тот подал иск в суд. По крайней мере, об этом на планерке говорилось раза четыре. Но тот ничего не делал. Почему начальники РУПС брали деньги? В своих объяснительных они писали:  якобы поставщик сказал, что за всем этим стоит руководство.

Показания начальника службы безопасности вызвали негодование подсудимого Умбетова:

- Кто давал ему такие полномочия - определять качественный или некачественный уголь? - спросил он с места. - Для этого же нужна экспертиза, а ее нет. Он просто хотел выслужиться перед начальством...

Напомним, Умбетов работал начальником сектора правового обеспечения и закупок КОФ АО «Казпочта», он составлял договоры на поставку топлива. А в этих документах нет ни слова о доставке угля по поселковым отделениям почты. 

Судья Саветбек МУХАМБЕТОВ пытался выяснить, на кого же все-таки из руководства филиала ссылался поставщик, но Ербулат Шахметов ничего не смог ответить. Как и на вопрос о том, почему он при служебной проверке не выяснил, кто давал такие указания.

- Ни договором, ни инициатором госзакупок в лице АХО КФ АО «Казпочта» не было предусмотрено, кто будет доставлять уголь и дрова до поселковых отделений, - прокомментировал «НГ» ситуацию адвокат Азамат НАЙМАНОВ. - ТОО "Investment Central Asia-Astana Region" выиграло конкурс. Выполняя условии договора, поставщик привез уголь в один из РУПСов. Но там отказались его принимать, ссылаясь на то, что нет условий для хранения и тем более - для доставки до поселков. Что делать? Увезли обратно. Не работать же себе в убыток и развозить по поселкам, ведь некоторые из них находятся в 200 км от районного центра. А сумму за уголь отдали деньгами, так как поселковым почтовикам дешевле купить его на месте.

Впрочем, в некоторых РУПСах согласились принять уголь и дрова от поставщика. В частности, топливо получили Жангельдинский и Амангельдинский районы. Но даже эти РУПСы в материалах финполиции вошли в список тех, кто не получил товар в полном объеме.

- Полицейские вменили в вину всю сумму 6 893 146 тенге, предусмотренную на покупку угля и дров, не удосужившись посчитать, кто ее получил, а кто нет, - отметил Найманов. - Вообще я считаю, что тут нет состава преступления по обвинению в совершении хищения в отношении Абаева. Он же ничего не взял для себя. Непонятно, почему Дамиру Кутубаеву вменяют присвоение и растрату чужого имущество. Кто ему давал имущество? Что он растратил? Как и любой предприниматель, он хотел заработать денег.