Юрий БОНДАРЕНКО: Раствор мракобесия

«Мы сталкиваемся с почти полным исчезновением научного стержня нашего образования»
5 ноября 2013, 09:56 |  Общество

На одном из последних ток-шоу на канале «Россия» зашла речь о «пермских отшельниках» - своего роде секте тех, кто бежал в леса от цивилизации за подозрительным «лжебатюшкой». Но проблема ловцов душ - не только российская. Не случайно и у нас, в Казахстане, есть религиозные движения, которые вне закона.

Оговорюсь сразу: я лично не за бегство от цивилизации. И тем паче - не за легковерное слепое следование лидерам объединений, реальные цели которых понять непросто. Однако, как заметил один участник шумной телевизионной дискуссии, в таких обсуждениях есть что-то  фарисейское. Секты-то – лишь кристаллы, рождающиеся в «растворе мракобесия». А раствор этот – мутная смесь бесконечно реформируемого образования и СМИ, давно утративших четкую систему мер, которые позволяли бы найти конкретные и единые критерии при оценке реальности. 

Ведь что мы видим? С одной стороны – периодические атаки на иноземщину, то рядящуюся в маскарадные костюмы Хеллоуина, то засыпающую нас сердечками в показавшийся кому-то крамольным День Валентина. Как будто войны со сказкой могут оберечь страну от чужеродного влияния, да еще когда реклама во всех ее видах буквально надрывается при распылении неисчислимых чужеродных ценностей.

С другой же стороны мы сталкиваемся с размягчением, а то и почти полным исчезновением научного стержня нашего образования, которое отнюдь не ограничивается стенами школ, колледжей и вузов, а опять-таки, словно губка, впитывает то, что несут телевидение и Интернет. Конечно же, и в современном образовании не все порочно. Но идейного и четкого логического базиса пока еще  нет. А вот штампов – хоть отбавляй. 

Когда почтенные мужи, рассуждая с телеэкрана об уголовных наказаниях, словно школьники, вызубрившие урок, повторяют друг за другом: «Бог дал человек жизнь и только он может ее забрать», так и хочется воскликнуть: «Не повторяйте имя Божие всуе!» Когда профессора начинают с трибун вещать о Творце и вере, поневоле думаешь: «Ну, чего вы морочите людям голову? Вы, конечно, вправе рассуждать о религии, так же, как о футболе, женских прелестях или семье. Но ни наука, ни ваши степени и звания тут не причем». Образованный священнослужитель и искренне чувствующий и грамотный верующий имеет гораздо больше права говорить о своем понимании духовности, чем таковые ораторы. Когда же популярный артист или ученый, получивший свои регалии отнюдь не за то, что он глубоко изучал проблемы человека, прикрывается этими регалиями в разговорах о «духе», Боге и т. д., то это – шулерство. Увы, встречающееся сегодня нередко. 

Добавьте к таким фокусам тестоманию (именно тестоманию. а не уместное использование тестов), и вы получите картину мира, дробящуюся, как весенний лед,  утопающую в деталях, когда за деревьями не видно леса, а цитаты и цифры, превращаются в мумии расщепленных до бессмыслицы граней реальности. И, как не печально, сражаться в таких условиях с Остапами Бендерами от религии - то же, что пытаться заткнуть пальцами плотину, протекающую сразу во множестве мест, или пытаться хлопками ладошек истребить комаров в болоте.