Дело о наркомафии: свидетели-полицейские либо не помнят, либо молчат

27 сентября 2013, 09:09 |  Криминал

26 сентября на процессе по делу о наркомафии впервые предстали свидетели - действующие полицейские. Практически каждому из них судья Асылбек ЖУМАГУЛОВ говорил: если бы вы в свое время сделали все в рамках должностных полномочий, то вполне могли спасти некоторых коллег от скамьи подсудимых, по крайней мере, от некоторых эпизодов.

Как показал участковый инспектор полиции Талгат ЖУСУПОВ, 20 июля 2012 года наркоман Александр Таран вместе с девушкой были доставлены в опорный пункт "Заводской".

- Нам поступил сигнал, что возле кафе "Наутилус" продают наркотики. Я вместе с участковым Сабитовым выехал на место и на УАЗике мы доставили в  пункт Александра Тарана и девушку. Лично я не проверял  документы, не  опрашивал, всем этим занимался участковый  Сабитов. Он уже сейчас не работает.

Далее в пункт приехали полицейские: оперуполномоченный отделения криминальной полиции Центрального отдела полиции УВД г. Костаная Мнайдаров, оперуполномоченный отделения криминальной полиции Центрального отдела полиции УВД г. Костаная Газизулин и  старший оперуполномоченный отделения криминальной полиции Центрального отдела полиции УВД г. Костаная Альмагамбетов. Переговорив с Сабитовым, они увезли задержанных.

 - Почему вы не зарегистрировали доставленных и почему передали без какого-либо оформления другим полицейским? - ответ на этот вопрос гособвинители пытались получить от участкового инспектора полиции Леонида Ракишева, который на тот момент был старшим в опорном пункте.

Ракишев после долгого молчания вымолвил:

- Не могу объяснить.

Зато сами наркоманы объясняли эти события просто и легко: "Приехал "Куба", переговорил с участковыми  и нас отпустили". За эти действия Куба получил очередную мзду". 

- Почему вы не проверили, были ли наркотики у доставленных? Почему не пресекли преступную деятельность по распространению наркотиков? Почему не сопроводили передачу рапортом, как того требует инструкция? - продолжил гособвинитель.

Ракишев отвечал : "Не знаю. Не помню".

Практически такие же показания давал состав 574 патруля, в составе которого был СОБРовец Дмитрий БОЛОТСКИХ. В июне, когда школьники отмечали День последнего звонка, патруль дежурил на городском пляже Костаная. Болотский заметил, что двое ребят стоят в стороне и постоянно кому-то отвечают по телефону, к ним подходят другие подростки. Когда Болотских  решил проверить подозрительную парочку, то видел, как они скинули в кусты пластиковую коробочку от жеватеьной резинки. Однако не один сотрудник патруля не стал проверять пластиковую коробку.

- Мы приступили к проверке документов, сотовых телефонов и тут подъехали полицейсике из УВД, - сообщил суду Боолтских. - Нурик, так я называл Альмагамбетова, спросил: "Что, работаете»?" "Да. А ты что?" - спросил я. "Тоже двигаемся, эти ребята в оперативной разработке, поэтому пусть ходят" - ответил Альмагамбетов.

- Потом Нурлан Альмагамбетов уехал, но подъехал оперуполномоченный отделения по борьбе с наркобизнесом Южного отдела полиции УВД г. Костаная Джамбутин и сказал то же самое - что ребята в оперативной разработке. Он с одним из наркоманов уходил к Тоболу и о чем-то говорил, - рассказал свидетель, полицейский Виктор ВЕНЕЧУК.

- Материальное вознаграждение было? - спросил гособвинитель.

- Нет. Речи не могло быть, - отчеканил Венечук.

Показания всех свидетелей-полицейских, данные в суде и в ходе предварительного следствия, отличаются. Во время предварительного следствия полицейские ярко и подробно описывали, как приезжали Альмагамбетов и другие полицейские, как они забирали наркоманов-"бегунков". На процессе же молчание и сухие ответы свидетелей вызвали шквал вопросов у государственных обвинителей. В конце концов Болотский выговорил: подтверждаю показания, данные в ходе предварительного следствия.

Показания свидетелей-полицейских вызвали вопросы и у адвокатов, поскольку в обвинительном заключении сказано, что в каждом случае при отпуске наркоманов не оставались без денежного вознаграждения и участковые, и СОБРовцы.