Юрий БОНДАРЕНКО: Куда идет король?

«Иные реформаторы мне, дилетанту, напоминают дам, увлеченных перестановкой мебели»
9 сентября 2013, 08:20 |  Общество

В одной из старых детских песен звучал вопрос: «Куда идет король?» И тут же многозначительный ответ: «Большой секрет!» Что касается того, сказочного короля, то с ним разобрались. А вот куда идем мы в одной упряжке с так называемой современной цивилизацией? И как идти-то – строем или вольным шагом?

Вопросы не праздные. Невиданно-катастрофический разлив вод на российском Дальнем Востоке не в первый раз, но очень наглядно демонстрирует, что в кризисных ситуациях либеральные слоганы типа «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!» не работают. Решать такие проблемы в силах только сильное государство и авторитарная власть, способная сосредотачивать внимание на первостепенных и реальных проблемах, а не на бутафории. Рынок же и «атомарные индивиды», вплоть до самых замечательных волонтеров, могут быть по настоящему значимы лишь, когда они действуют в унисон с властью. 

Вопросы же формальных выборов, внешних проявлений демократии (как бы они не волновали меня лично или кого-то иного) по отношению к масштабным проблемам вторичны и даже третичны. Поэтому-то и «авторитаризм», и «коллективизм» Востока – не детище отсталости, либо вековечной самобытности, а порождение самой истории, нелегких задач, которые приходилось и приходиться решать. В подобных условиях и «либеральный» Запад не побрезгует авторитаризмом. 

Но вот куда идет этот, отнюдь не мягкий, как воск, король «глобализирующейся цивилизации» и каково наше собственное место в его свите, мне не очень-то понятно. Я не понимаю, почему у нас собственность уподобляется теннисному шарику, перелетающему с одного места на другое, а мы, потребители, вовлекаемся в бесконечную игру с переоформлением договоров с размножившимися конторами коммунальных платежей? Что, и на Западе так? 

Я не понимаю многих реформ, к примеру, в сфере медицины и образования. Не понимаю, почему врач «скорой  помощи» должен думать о том, где бы ему опубликовать статейку, чтобы считаться полновесным врачом. И вообще иные реформаторы мне, дилетанту, напоминают дам, увлеченных перестановкой мебели в квартирах: сначала стол на место шкафа, а потом – наоборот. Очень хотелось бы, чтобы профессионалы вразумительно объяснили позицию самих врачей в отношении детской медицины и детских поликлиник. А каковы мотивы и прогнозируемые плюсы реорганизаций цепочек «колледж- вуз», соединений и разъединений вузов?

Я не возмущаюсь, не иронизирую, а на полном серьезе не понимаю: что за всем этим? Тонкие многоходовые стратегические замыслы, когда лишь непосвященному кажется, что фигуры бестолково топчутся  на клетчатой доске? Или что-то вроде старой летки-еньки, когда, дружно вскидывая ноги, ухватившиеся друг за друга танцующие весело и энергично движутся по кругу?

Да и Запад меня не отталкивает. По крайней мере, до тех пор, пока во имя либеральных ценностей и прав человека не намеревается бомбить очередную страну. Но я не понимаю, почему мы должны этому Западу обязательно подражать, в том числе и в том, что сами не очень понимаем? Не уподобляемся ли мы в иных случаях крыловской мартышке, которая, обретя множество полезных самих по себе очков, не знала, на что их нацепить?