Юрий БОНДАРЕНКО: Почем лапша на уши?

«Пророчества могут оказаться средствами манипуляции индивидуальным, групповым и массовым сознанием»
20 июля 2013, 15:21 |  Общество

Сегодня писком моды стали разговоры о переосмыслении истории, а уж покровы с тех или иных «тайн» срывают не реже, чем метут улицы в центре Костаная. Вот и очередная годовщина трагедии царской семьи стала новым предлогом для пересудов о  спокойной жертвенности Николая Второго и тьме тьмущей прорицаний, предрекавших гибель и ему лично, и его семье и русскому царизму. 

И все это – лишь струя в селевом потоке сенсаций, «разоблачений», концепций и логических, либо весьма странных с точки зрения логики схем. И вот уже с телеэкранов звучат версии о том, что «развенчание культа личности» - месть Хрущева за расстрелянного при Сталине сына, намеки на убийство уникального шахматиста Алехина советскими спецслужбами. И даже молодые преподаватели могут повторять, словно самоочевидное, что бедняга Павлик Морозов был убит сотрудниками НКВД, а вовсе не теми, кого называли прежде. Где тут факт, где версия, а где сумбур? Судить чаще всего предлагают нам самим. А в силах ли мы что-то проверить, сидя у своих экранов и мониторов? Да кому это надо? Чем больше сумбура – тем легче вешать лапшу на уши…

Я не намерен с ходу отметать те или иные конкретные версии, либо утверждать, что прогнозы, предсказания и пророчества – сплошь пустое. Но ведь нас отучают называть вещи своими именами и тем самым - отличать факт, гипотезу предположение от хитрой подтасовки. Но что такое факт? В переводе с латыни это то, что не вымышлено, твердо установлено и поэтому требует объяснения. Так почему бы, прежде чем философствовать о пророчествах и предначертанной свыше страшной судьбе царской семьи, либо попугайски повторять имя Ванги, не поинтересоваться - когда и в какой форме эти пророчества были зафиксированы, так, чтобы их текст можно было проверить. Простейшая вещь. Я сам в свое время проделал такую нехитрую работу. Взял горстку предсказаний из американских, советских и российских публикаций и опубликовал их (в первый раз с помощью А. В. Тарасенко) примерно через 10 лет. И очень многие солидные утверждения оказались пальцами, попавшими в небо.

Правда, не все. Мне, например, еще в 1989 году доводилось в самом центре Москвы слушать Павла Глобу. Он оказался среди тех, кто предрекал распад СССР. Но звезды ли ему об этом нашептали? Утверждать не берусь. Хорошо известно, что пророчества могут оказаться в числе «пробных шаров», с помощью которых прощупывают общественные настроения, а то и средствами  манипуляции индивидуальным, групповым и массовым сознанием. Пророчества же, поминаемые через годы, в огромном числе случаев серьезной проверке не поддаются. Но зато, многократно повторяясь, они, словно прикормка рыбака, приближают нас к крючками мелких проблемок и откровенной лжи. А ведь в памятные июльские дни куда уместнее не мусолить непроверяемое, а направлять мысль вглубь, к причинам многократно повторяющихся человеческих трагедий, которые не обходят и лиц, оказавшихся на вершинах власти. Ведь именно с этим движением вглубь неразрывно связано то, что мы называем человеческими судьбами, то и есть нашими с вами жизненными путями и путями «сильных мира сего».