Начался процесс по делу об игорном бизнесе, в котором фигурируют пенсионеры МВД

По версии следствия, бывший подполковник Михаил Русаков (слева) обеспечивал бизнесу конспирацию

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

4 марта 2013, 14:27 |  Криминал

Судебные процессы над организаторами незаконного игорного бизнеса для Костанайской области уже не редкость. Но чтобы в деле фигурировали сразу три пенсионера МВД - такое впервые.

Сегодня, 4 марта, в суде № 2 г. Костаная началось рассмотрение дела по обвинению бывшего заместителя начальника криминальной полиции УВД г. Костаная подполковника Михаила Русакова и главы крестьянского хозяйства Серимжана Елеусизова в организации незаконного игорного бизнеса и создании ОПГ.

С начала следствия подозреваемых было четверо. Троих бывших полицейских - Михаила Русакова, Баттала Аймурзина и Мендыгали Дусалакова - и предпринимателя Серимжана Елеусизова задержали 31 июля 2012 года. Финансовые полицейские за один вечер «накрыли» 5 залов с игровыми автоматами, которые, согласно версии обвинения, «курировали» подозреваемые. Это были самые популярные у лудоманов точки в Костанае: в кафе «Аладдин», бывшем магазине «Теремок», магазине «Меркурий» в районе КСК, старом купеческом доме на перекрестке Абая - Павлова и гостиничном комплексе «Жоламан». Ежемесячный оборот всего этого бизнеса оценивается в 5 млн тенге.

К судебному следствию обвиняемых осталось только двое: Елеусизов и Русаков. Подсудимых в зал судебного заседания завели в наручниках.

- Схема игорного бизнеса была разработана в ноябре 2011 года Елеусизовым, - зачитал обвинительное заключение прокурор Дуйсен ШАКИРОВ. - Русаков, именуемый в ОПГ «Саныч», пользовался большим авторитетом. Он возглавлял службу безопасности и обеспечивал конспирацию бизнесу - собирал информацию о предстоящих проверках органов внутренних дел. Дусалаков собирал денежные средства, подыскивал новых членов группы. Аймурзин производил обналичивание карточек номиналом 500 и 1000 тенге.

Грань между законным и незаконным игорным бизнесом слишком тонка. По нынешнему законодательству, в залах с игровыми автоматами выдавать выигрыш деньгами категорически запрещено (это не касается только специально отведенных мест: побережья Капшагайского водохранилища в Алматинской области и в Щучинского района Акмолинской области). Вместо наличных в обороте у игроков - пластиковые карточки различным номиналом. Так выглядит законный игорный бизнес. А вот если игроки запросто могут обналичить свои карточки с помощью сотрудников заведения - это уже статья УК РК 269-1. По ней и судят Русакова и Елеусизова. Последний обвиняется еще и по ст. 235 УК РК (создание и руководство организованной преступной группой).

Подсудимые вину не признали. На их стороне и бывшие сотрудники игорных залов, показания которых заслушали в суде. Кто был настоящим хозяином заведений, никто из них не знал. Все работники оформляли трудовой договор с ИП Сандыбаев. Как выяснилось в ходе следствия, этот Сандыбаев - охранник одного из заведений.

- В ИП Сандыбаев я работала оператором, - рассказала Светлана АСТАШОВА. - На работу меня принимал Мендыгали Дусалаков. Михаил Русаков отвечал за службу безопасности. Выигрыш я никогда деньгами не давала. Михаил Александрович строго за этим следил и увольнял, если кто-то из операторов себе такое позволял.

- А вы знаете, кто такой Баттал или Баке? (так называли Аймурзина - «НГ») - спросил прокурор Дуйсен Шакиров.

- Слышала, что он поигрывает и обменивает карточки. Больше о нем ничего не знаю.

Асташова также заявила, что не знакома лично с Серимжаном Елеусизовым. По ее словам, тот заходил пару раз в клубы, но никто его ей не представлял. Женщина подумала, что он тоже игрок.

Почти то же суду сообщили еще два оператора: Гульнара Абдирова и Светлана Денисова.

Главные свидетели - Мендыгали Дусалаков и Баттал Аймурзин - в суд не явились, хотя повестки получили.

Судебный процесс обещает быть долгим.