Евгений ШИБАРШИН: «Почему нашей системой образования восхищаются в России?»

«Рынок деформировал отношения между студентами и вузами»
30 октября 2012, 10:00 |  Общество

«Казахстанская правда» перепечатала из «Российской газеты» статью «Студенты государства». В ней автор, журналист Сергей БОНДАРЕВ, вспоминает, что Казахстан удивил участников экономического форума в Давосе своим скачком в рейтинге конкурентоспособности стран сразу на 21 позицию. По его оценке, одна из главных причин этого чуда - «мощный рывок в научно-образовательной сфере».

- Ресурсы на науку и образование страна жалеть, судя по всему, не намерена, - отмечает Бондарев. - Только за последние 2 года расходы на образование выросли на две трети, и это на фоне усиления мирового кризиса и урезания таких расходов в других странах.

Он с восхищением описывает новации в сфере образования: тут и трехуровневая система «бакалавр – магистр – доктор философии», и «энергичные усилия по объединению интересов образования и бизнеса», которые привели к тому, что «казахстанский бизнес получил возможность реально влиять на политику подготовки кадров, а значит, обеспечивать себя все более квалифицированными специалистами».

- Примеры можно продолжить, - заканчивает панегирик казахстанскому образованию российский журналист. - И здесь сравнение с ситуацией в России, к сожалению, не в нашу пользу. Реформа образования у нас, будем говорить откровенно, топчется на месте уже несколько лет. А Казахстану всего за 2 года удалось сформировать целостную систему его модернизации, ориентированную на решение самых современных задач.

В отличие от Бондарева, претендующего на детальное знание казахстанских реалий, не берусь судить о степени «затоптаности» системы образования в России. Пока знаю одно – выпускники казахстанских школ, выбирая, где учиться, зачастую почему-то предпочитают ехать в российские вузы. Да и с ускоренным вхождением Казахстана в мировую образовательную систему не все так гладко, как это видится со стороны. Бакалавров и магистров можно много «наклепать», но вот беда – нет притока на предприятия молодых, хорошо обученных инженеров. А кто тогда будет заниматься внедрением технических инноваций уже в ближайшем будущем?

Финансовые вливания в сферу образования в Казахстане в последнее время, конечно, выросли. Но это от какой печки плясать. Та пресловутая прибавка в две трети, о которой с белой завистью пишет российский журналист, капля в море для обеспечения учебных заведений современной материально-технической базой. Не зря же многие вузы «выезжают» за счет платного обучения студентов, страждущих получить высшее экономическое или юридическое образование. Для них нет необходимости покупать дорогостоящее современное техническое оборудование, без которого сегодня не подготовишь грамотного инженера.

Тема рыночных отношений, в которых с 90-х годов оказались учебные заведения, требует особого анализа. Но даже в первом приближении видишь, насколько эта сфера деформировалась в результате культивирования денежных отношений между студентами и учебными заведениями. В условиях, когда столько лет в Казахстане экзамены многими студентами покупаются, нужно иметь очень богатую фантазию, чтобы увидеть причину скачка в конкурентоспособности в «мощном рывке» образовательной сферы.