"Почему мой ребенок ничего не хочет". Психолог о способах отбить у детей желание действовать

23 марта 2017, 08:37 |  Общество

На приеме у психолога. Девочка восьми лет. Старшая в семье, семья состоит из мамы, папы, бабушки и двух младших братьев. Папа часто находится в командировках, когда приезжает, заваливает девочку подарками. Мама и бабушка хотят, чтобы девочка выросла "настоящим человеком" - умной, образованной. Мама жалуется, что дочь не хочет учиться, огрызается, стала слишком раздражительной и агрессивной, не слушает ее и бабушку, сообщает tengrinews.kz.

Выясняется, девочка встает в семь утра, завтракает, с 9.00 до 11.30 - английский и математика, иногда русский, а также есть репетитор по казахскому языку, три раза в неделю музыка, с 13.00 школа, после школы в 18.00 - танцы или плавание, с 20.00 до 21.00 - выполнение домашнего задания, которое иногда затягивается до 22.00. Спать девочка ложится в 23.00 (это в лучшем случае).

Маме задается вопрос:

"Есть ли у А. свободное время, когда она занимается тем, что ей нравится? Общается с друзьями?"

Мама недоуменно смотрит на психолога и отвечает:

"Какое может быть свободное время, когда по математике "3", да и английский очень важен сейчас, без него никуда не поступишь".

Психолог интересуется у девочки: 

"А чем бы тебе хотелось заниматься?"

"Ничем", - слышит она в ответ. 

И такая ситуация не единичная, говорит психолог. 

Психолог Людмила Лысакова рассказывает, что делать с детьми, которые ничего не хотят. 

Родители стремятся дать своим детям самое лучшее образование, загружая их дополнительными уроками, секциями. При этом совершенно забывая спросить у ребенка, а что ему хочется, что нравится. В итоге из-за перегруженности дети не хотят ничем заниматься, у них начинают развиваться психосоматические заболевания (частые простуды, астматические проявления и аллергии). Дети становятся капризными, раздражительными. Постоянные информационные нагрузки приводят к тому, что детям тяжело концентрировать внимание, появляются неврозы (грызут все, что попадается в рот, - руки, ногти, карандаши и так далее), может начаться энурез и заикание. Дети устают, болеют, срываются, а в старшем возрасте просто теряют всякое желание посещать кружки и секции.

Есть и менее очевидные, более отсроченные последствия. Вырастая в таком бешеном ритме, человек так и не учится встречаться с собой, обнаруживать свои желания, анализировать свою жизнь, мечтать и просто отдыхать. Становясь взрослым, он так же до отказа "набивает" свой день работой, спортклубом, любыми встречами и занятиями, позволяющими избежать мгновений одиночества. Если такой человек заболевает и не может крутиться как та "белка в колесе", он может испытать панику или депрессию - оставаться наедине с самим собой он не умеет. Также страдают навыки общения - на английском или в бассейне особо не подружишь, а времени "на безделье" составленный родителями график школьнику не оставляет.

Обращаясь к родителям, хотелось бы порекомендовать здраво оценивать способности и физические возможности ребенка. Внимательно относиться к индивидуальным особенностям и не требовать невозможного. Может быть, он будущий гениальный инженер, а не олимпийский чемпион, как хотелось бы его родителям.

Учеба для ребенка - это естественное состояние познания, как игра. Родителям важно прекратить ее, прежде чем наступит усталость. Лучше ощущение нехватки знаний, чем перенасыщение ими, когда наступает апатия или явная агрессия в адрес педагога.

За состоянием ребенка нужно внимательно наблюдать. Снижение согласованности, скорости и точности движений служит сигналом физического изнеможения. Ослабление внимания, замедленность мышления характеризуют умственную усталость. В этом случае необходимо немедленно уменьшить нагрузку.

Растущий организм нуждается в достаточном отдыхе. Здоровый и крепкий сон способствует расслаблению нервной системы. Небольшие перерывы в занятиях восстановят силы и придадут бодрости.

Своим авторитетом легко заставить маленького человека подчиняться. Но у него есть право на свободное время. Бесцельное, по мнению некоторых родителей, времяпрепровождение ребенку необходимо. Когда он сам выбирает, чем заняться, и никто не вмешивается, не регулирует его поведение. Это позволяет не только восстановить силы, но и почувствовать себя хозяином собственного времени, а не заложником графика

Самое важное - развивая своего ребенка, помнить, что первоочередная задача родителей - сделать его счастливым! Интеллектуальное развитие - это еще не самое главное в жизни. Важно сохранить добрые отношения с ребенком, сберечь и поддержать в нем творческие задатки, умение чувствовать и сопереживать.