Айгуль МУСТАФИНА: Как у нас умеют технику переводить

«Спрашивается, к чему рапортовать о высоком уровне компьютерной грамотности?»
25 сентября 2016, 10:01 |  Мнения

Если собрать все недействующие компьютеры и прочую оргтехнику в пределах только нашего поселка, можно открывать комиссионный магазин. Буквально в каждом доме принтер, сканер, ноутбук или планшет, которые по «загадочным» причинам не работают. «Диагноз» порой не могут установить даже спецы от информатики. А причиной компьютерной хвори иногда бывает сущий пустяк.

Свежий пример. Звонит моему хорошему знакомому местная учительница и просит починить школьный принтер, который уже месяц не подает признаков жизни. Над ним даже несколько раз колдовал совет из учителей информатики. Тщетно. Вооружившись подручными средствами (знакомый по образованию далеко не технарь), идет реанимировать злосчастный принтер. Вернуть устройство к жизни оказалось делом 10 минут – надо было всего лишь переустановить драйвер. С этой задачей справился бы даже продвинутый старшеклассник.

Или звонят оттуда же и жалуются на то, что компьютер впал в кому. Как ни бьются над ним школьные спецы, какие бы ритуалы ни проводят, какие бы народные средства ни пускают в дело – бесполезно. И снова мой знакомый бросается на спасение несчастной техники. И устанавливает самый ожидаемый диагноз – вирусы. Самое время бы разразиться гомерическим хохотом. Но почему-то не смешно.

Спрашивается, к чему рапортовать о высоком уровне компьютерной грамотности и о всеобщей компьютеризации, когда те, для кого все это делается, не могут отличить браузер от драйвера и вирус от утилиты. Чем занимаются школьники на уроках информатики, понятно: они посещают-то эти занятие, чтобы «порубиться» в какую-нибудь компьютерную игру. Ну и иногда им говорят о том, что «мышь – это периферийное устройство, которое...» или учат премудростям языка программирования. Но остается ли что-нибудь из этого в их юных головах?

А вот чем занимаются будущие учителя информатики в течение 3-4 лет в институте – тайна похлеще той, кто же оставил загадочные знаки в тургайских степях. Конечно, учитель информатики и системный администратор – разные профессии. Но ведь переустановить драйвер и вылечить вирусы может каждый уверенный компьютерный пользователь. А делать таких продвинутых юзеров и должны в институте. Ну и в школе, само собой.

Я не умаляю значение теории: школьники и студенты должны знать, что, откуда, зачем и почему. Но ведь нельзя забывать и о практическом вопросе - «Как?». К чему зубрить устройство машины и запоминать названия каждой малейшей детали, если ты не знаешь, как устранить самую пустячную неполадку. Зачем изучать грамматические правила и конструкции английского языка, если ты не можешь уверенно побеседовать с иностранцем. Зачем рассказывать о десяти различных определениях слова «образование», если ты не можешь провести занятие так, чтобы ученики или студенты не умерли от скуки.

Ну а пока зачастую результатами образования становятся не знания и навыки, а впустую потраченное время, протертые штаны и в нашем конкретном случае – далеко не одна единица вышедшей из строя техники.