Григорий КОПАНИЧУК: Зачем при школе детский сад?

«Постоянное общение ребенка со взрослыми – это привыкание к авторитаризму»
17 мая 2016, 08:52 |  Мнения

Однажды у заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук Евгения Ямбурга спросили: зачем он при своей школе открывает детсад, неужели у него мало своих проблем? Он ответил: затем и открывает, чтобы проблем было меньше.

В казахстанской госпрограмме развития образования и науки на ближайшие 4 года поставлена задача - к 2019 году обеспечить 100-процентный охват детей в возрасте от 3-х до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением. Ее выполнение станет залогом успеха системы непрерывного образования, которая начинается именно в детском саду. Здесь ребенок получает первый опыт нравственного воспитания, социализации, коммуникации и умения работать в команде. Здесь его научат играть в правильные игрушки и будут читать ему правильные книжки.

Самое лучшее домашнее воспитание может привить ребенку множество полезных знаний и умений, но становление и развитие социальной личности возможно только в коллективе тех, кто равен тебе. Постоянное общение ребенка со взрослыми – это привыкание к авторитаризму, подавлению своей воли и, как результат, отсутствие собственной инициативы.

Суть дошкольного образования - в его названии, это подготовка к классно-урочной форме обучения. Поэтому помощниками ребенка в преодолении трудностей переходного периода из детства в школьную жизнь должны быть не только родители, но и воспитатели, методисты, психологи детсада. Если в течение полугода-года они будут держать связь со школой, в которую поступили их выпускники, это будет чрезвычайно важно как для ребят, так и для учителей. Это значительно упростит адаптацию ребенка в школе, ведь работники детсада отлично знают своего воспитанника, а учителя – пока нет. Мнение воспитателя о ребенке, как о существе социальном, для учителя не менее важно, чем пожелания родителей, которые видят в сыне или дочери только индивидуальность и просят считаться именно с ней.

Знания и умения, полученные в детском саду, должны быть востребованы и реализованы в школе. Ребенок, учивший иностранные языки в дошкольном заведении (а возраст 4-6 лет является наиболее восприимчивым периодом для этого), может с помощью учителя использовать их лексику на уроках физкультуры, пения, рисования и труда. Преподавание этих предметов с первого класса на казахском и английском языках позволит к 5 классу овладеть языками на должном уровне. Это и будет на первых порах той языковой средой, без которой обучение затруднено и малоэффективно, это и будет ответом на вопрос – зачем учить? Затем, чтобы сразу применять знания, даже самые скромные, на практике.

Язык учится гораздо эффективнее, если он инструмент, а не самоцель. А если в детском саду учили немалое число стихов и песен на казахском и английском языках, значит, и школьные праздники, концерты и спектакли на них же будут вполне по силам ученикам. Только ежедневными занятиями, которые сопровождаются ролевой игрой и мелкой моторикой, можно достичь успехов в изучении языков, так необходимых к средним классам, когда изучение ряда предметов на государственном и английском станет нормативным требованием.

Дошкольное и начальное воспитание и обучение не должны быть разобщены, разделены, напротив, от тесного сотрудничества детсада и школы выиграют все: и дети, и взрослые.