Анатолий ТИХАНОВСКИЙ: «Коммандос» с глушилками

«У принципиального абонента есть шансы наказать своих обидчиков через суд»
13 сентября 2014, 10:23 |  Мнения

Недавно в местных теленовостях показали, причем не в первый раз, как сотрудники ГКП «Костанай-Су», набирая универсальный код домофона, входят в подъезд многоэтажного дома и начинают истребовать долги абонентов. Сюжет сопровождался показом других рейдовиков из той же конторы, которые, сидя на крыше дома, запускают в систему блокиратор водоотвода, а проще – глушат канализацию какой-то квартиры, которая им сильно задолжала. 

Возникает вопрос - насколько законны такие действия. Начнем с проникновения «коммандос» к абонентам. По закону «О жилищных отношениях», жилище в кондоминиуме начинается не с дверей квартиры, а с дверей подъезда. Границы своего жилища собственники обозначили железной дверью и домофоном. То есть это – границы частной собственности. Далее коммунальщики прутся на крышу (а это тоже частная собственность) и там начинают совать заглушку в систему, которая тоже им не принадлежит и ими не обслуживается. 

Первое – сам факт такого проникновения на территорию частной собственности, причем при гражданском споре, вполне подпадает под ст. 145 УК РК. Второе - границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности также нарушаются. В-третьих, каждый прибор должен иметь соответствующие документы, сертификаты, допуски, а сложные приборы - еще и включение в реестры приборов, разрешенных к применению на территории РК. Вот эта канализационная глушилка имеет все это? Этим кто-нибудь интересовался? В-четвертых, водоотвод - это еще и слив горячей воды, то есть территория зарабатывания денег ГКП «КТЭК». На каком основании одно коммунальное лицо перекрывает заработок другому? 

А все ли подряд должники подпадают под вышеуказанные действия? Согласно п. 6 раздела 3 «Типового договора на оказание коммунальных услуг», если абонент просрочил платеж из-за задержки зарплаты, то все претензии коммунальщики обязаны адресовать работодателю и ни в коем случае не отказывать в предоставлении своей услуги. А согласно п.7 этого же раздела ответственность за просрочку не наступает в случае болезни или несчастного случая в семье, по временной утере трудоспособности. Здесь имеет место договоренность сторон, но не менее чем месяц по истечению указанных обстоятельств. А вообще-то, согласно «Правилам предоставления коммунальных услуг» и «Типовому договору», предусмотрен досудебный порядок решения спора.

Да и можно ли любым способом отстаивать свои права и интересы? Учитывая, что речь идет о гражданских правовых отношениях, здесь уместнее применить не глушилки, а положения ч. 4. и ч. 5 ст. 8 ГК РК – граждане и юридические лица должны действовать при осуществлении принадлежащих им прав добросовестно, разумно и справедливо, соблюдая содержащиеся в законодательстве требования, нравственные принципы общества, а предприниматели – также правила деловой этики. 

Так что, если найдется принципиальный абонент, пострадавший от таких действий, у него есть шансы наказать своих обидчиков из числа «коммандос» через суд. Чтобы им и другим «коммандос» неповадно было.