Тимур ГАФУРОВ: Как вы яхту назовёте...

«Фактор переименования министерства сам по себе создает положительный эффект»
11 июня 2014, 08:04 |  Мнения

… так она и поплывёт. Песенку капитана Врунгеля казахстанские чиновники, похоже, выучили назубок, приняв, как руководство к действию. Причем используют это правило настолько изобретательно, что сам капитан «Беды», побывай он на пленарном заседании мажилиса по отчету правительства об исполнении бюджета за 2013 год, мог бы только позавидовать.

На этот раз под огонь критики мажилисмена Мухтара ТИНИКЕЕВА попал министр окружающей среды и водных ресурсов Нурлан КАППАРОВ. Депутат обнаружил, что по программе «Строительство и реконструкция систем водоснабжения и гидротехнических сооружений» не было освоено 3,5 млрд тенге. И это - на фоне трагедий с прорывами плотин, возмутился народный избранник. Министр отнекиваться не стал, причиной неосвоения назвал неправильное планирование в работе его ведомства, сообщил о наказании виновных: заместитель председателя комитета водных ресурсов освобожден от должности, еще 6 работников привлечены к дисциплинарной ответственности. Но самое интересное началось, когда Каппаров стал рассказывать о методах решения проблемы.

- Что мы начали делать: как вы знаете, наше министерство было переименовано, это первое было решение. Второе - недавно было принята госпрограмма по управлению водными ресурсами. Поэтому мы приняли решение, что мы будем менять систему управления в водном секторе.

Так и представляешь себе картинку - отряд министерства под новым знаменем, не заметив потери семерых бойцов и вооружившись новой системой управления, вновь идет на штурм бюджетных миллиардов. Ну а если и это не поможет, то метод известен: меняем название и систему. Причем фактор переименования сам по себе создает положительный эффект: доверие населения к госоргану на какое-то время повышается, а чиновники получают шанс начать работу с чистого листа и без учета своих прежних проколов.

Сожалеть при этом приходится лишь об одном - вода под лежачий камень освоения бюджетных средств все равно течь не хочет. Как отметил на том же заседании председатель Счетного комитета Козы-Корпеш ДЖАНБУРЧИН, нарушения в сфере из года в год повторяются, поэтому нужно «либо план совместный или рабочую группу создать и наметить некую программу по решению этих проблем, либо сказать, что они носят постоянный характер и постоянно будут возникать». Впрочем, объявлять капитуляцию главный счетовод страны все же не стал:

- Наличие разногласий между правительством и Счетным комитетом о методике - эта проблема решается легко, - заявил Джанбурчин. - Надо в Бюджетном кодексе четко определить, что надо относить к неосвоенным средствам. И на этот счет у нас есть четкая договоренность с правительством, в частности, с министерством финансов, что в этом году надо в Бюджетный кодекс эти изменения внести и эту проблему закрыть. 

Одно непонятно: если преодолеть разногласия настолько легко, то почему болезнь-то запустили до состояния хронической? И есть ли надежда на то, что когда в терминах придут к консенсусу, средства сразу начнут осваиваться, причем не только на бумаге? Хотя игра словами - процесс настолько увлекательный, что о таких мелочах вполне можно и забыть. До следующего года.