Анатолий ТИХАНОВСКИЙ: Лучше учиться на чужих ошибках

"Да, иногда раздаются хлипкие голоса, критикующие «их нравы», но это голоса вопиющих в пустыне"
17 декабря 2013, 12:16 |  Мнения

Казахстан, как и почти все страны постсоветского пространства, перед которыми с 1991 года открылся мир во всем его многообразии, пытается строить жизнь, законы, экономику по западному образцу, который принято считать эталоном. И вот только не надо говорить, что мы, якобы, ищем свой путь.

Мы ищем свой путь только в том смысле, каким бы образом пробиться в Евросоюз, в ВТО! Да, иногда раздаются хлипкие голоса, критикующие «их нравы», но это голоса вопиющих в пустыне. А их обладатели и сами не прочь при определенных условиях туда попасть. Согласитесь,  что если уж делают у нас ремонт квартиры или офиса, то именно евроремонт, а не какой-то там еще. В Украине вон что делается, и все из-за того, чтобы попасть в Евросоюз. Одна из демонстранток на Площади Незалэжности в Киеве во время митинга журналисту так и сказала, что она не хочет, как ее родители, жить «в совке», а желает европейской интеграции и европейского образа жизни. 

И мы такие же. Детки высоких казахстанских чиновников обязательно учатся в США или лучших европейских вузах, а сами «небожители» разного ранга и высоты полета лечиться едут, как правило, в лучшие европейские клиники. Хотя есть и исключения в виде вояжей по этим же поводам в Китай или Южную Корею, но ведь там, при всей азиатской экзотике, тоже действуют по лучшим образцам евростандартов.

Но порой эти евростандарты в разных областях жизни, дают весьма спорные примеры. Нам их знать надо, чтобы либо анализировать чужие ошибки, либо перенимать чужой положительный опыт. Вот только поди разберись, что есть положительное, а что есть пагубное. Для них и для нас. Ведь мы не такие, как они, менталитет совершенно разный. И можно ли нам просто так перенимать их нравы для собственного потребления?! 

Например, недавно прошел по телевидению примечательный сюжет в тему. Во Франции, где проституция легализована, является одной из профессий с собственным профсоюзом, некие ортодоксальные поборники нравственности пытаются пробить закон (а может, уже пробили), смысл которого таков: да, проституция законна и это просто профессия, как и все, но тот, кто воспользуется этими услугами, становится уголовным преступником. Вот, как понять эту странную логику французов? Как вообще можно рассматривать столь противоречащие друг другу законы? Оказывается, при их нравах вполне можно. Катрин Денев, например, выступила публично против такой правовой фантасмагории, но есть и сторонники. Как вообще можно жить в таком противоречии на этом примере? Нам это надо?! Как пример законотворчества, а не по сути профессии.

Да, самое главное. По мнению инициаторов закона, преступление по пользованию услугами «жриц любви» будет считаться законченным не во время самого процесса оказания услуги, а именно в момент расчета. Именно его полиции следует зафиксировать установленным порядком. Только как именно это сделать, пока никто, даже инициаторы, не знают. А если расчет не произведен сразу, то как? А если не денежным выражением? Вот для нас пример их законотворчества. Нашим парламентариям, которые, по некоторым сведениям, принимают до 6000 нормативных правовых актов в год, причем весьма порой спорных, надо «намотать на ус», как не надо делать.

А вот более тривиальный пример их нравов. В Аргентине полиция одного из крупных городов объявила забастовку, требуя повышения зарплаты. Можно ли представить такое у нас?! Ответ очевиден. Узнав об этом (а как не узнать, когда это общедоступная информация и бастующие вышли на улицы, чтобы выразить свои требования), тысячи мародеров стали грабить магазины, лавки, питейные заведения, так как поняли, что никакого полицейского надзора пока нет. А раз нет, твори беспредел, хватай, что можешь. Громи! Вот когда мурло каждого вылезает наружу, а в обычной жизни и не подумаешь. Власти, видя все это, требования бастующих полицейских немедленно удовлетворили, и на улицах городов тут же был установлен обычный порядок.

Вот и нашим правителям всех уровней наука на этом примере их нравов. Не надо доводить дело до крайностей, как было, к примеру, в Жанаозене. Ситуацию надо каждодневно отслеживать, анализировать, направлять и принимать своевременные меры. А если делать не так, то может очень дорого все это обойтись. Причем для тех, кто уполномочен на принятие решений. Как говорится, чужой пример - другим наука!