Анатолий ТИХАНОВСКИЙ: "АСКУЭ на нашу голову!"

«Возложить ответственность на бытового абонента - это для монополиста раз плюнуть!»
18 мая 2013, 09:27 |  Общество

Интервью гендиректора ТОО «ЭПК-форфайт» Сергея Яковенко, опубликованное в «НГ», кое-что проясняет, но и порождает немало вопросов. Ясно только одно: монополист начинает модернизацию в виде ввода в строй для облегчения собственной работы автоматической системы учета электроэнергии (АСКУЭ). Абонент, в свою очередь, обязан делать так, как ему скажет монополист. 

Почему? А ему же лучше будет, как считает глава предприятия энергетиков. В чем лучше-то? Пока все с точностью до наоборот! Стращали, что надо срочно менять дисковые счетчики на электронные. А теперь оказывается, что для новой системы и они не годятся. Дескать, извините, ребята, мы не очень вас на этот счет проинформировали, бывает… Ну, если первый руководитель даже частично вину признает, взяли бы, да скупили у абонентов эти счетчики хоть в пол-цены и тем самым хоть так загладили свою вину. 

Оказывается, ТОО само установит новые счетчики, а их стоимость уже включена в тариф. С одной стороны, все верно. Статья 7, п.9 закона «О естественных монополиях и регулируемых рынках» гласит, что именно монополист приобретает и устанавливает приборы учета за свой счет. Но и здесь возникает ряд вопросов. Во-первых, счетчик должен находиться в собственности ТОО до того момента, когда абонент через тариф рассчитается за него. Когда этот расчет произойдет, неизвестно, отследить его практически невозможно. Но все это время именно ТОО, как собственник, эксплуатирует этот прибор, ремонтирует, отвечает за сохранность счетчика и пломб, а не абонент. Во-вторых, а зачем абоненту вообще этот прибор? Ведь абоненту нужен только товар, электроток, и ничего другого. Да, есть в законе обязанность абонента иметь приборы учета, но если теперь счетчик будет частью производственной системы, то это совсем другое дело. 

Яковенко утверждает, что новые счетчики, установленные на лестничных клетках, будут находится под ответственностью абонентов. Дескать, на замок закрывайте. Но статья 12 «Правил предоставления коммунальных услуг» указывает: «При установке приборов учета потребителей на лестничных клетках ответственность за из сохранность и целостность несет КСК, в ведении которого находится дом». Значит, энергетики опасаются ставить счетчики в квартирах, так как на границе кто-то может теоретически подключиться. А вот возложить ответственность на бытового абонента, у которого счетчик устанавливается в месте свободного доступа, это раз плюнуть! Помню, в конце 80-х – начале 90-х годов электросчетчики крали сотнями штук в сутки и везли в Киргизию на продажу. Тогда они копейки стоили, а нынешние, похоже, будут стоить несколько десятков тысяч. Статьей доходов их сделают ушлые люди! 

Очень интересное признание, что контролеры поощряются по числу выявленных ими «нарушенных пломб». Выявил – получи! Стимул. А если есть стимул, как под это не организовать ситуацию? 

И еще один вопрос. Если будет повсеместно введена умная, электронная система учета и все это дистанционно будет работать из единого центра, по единой программе, то не появится ли возможность дистанционно ускорять работу счетчиков? Или в нужное время устанавливать на счетчиках нужные показания и предъявлять их абоненту? 

И самое главное. Есть у нас возможность «столоваться» не у «Форфайта», а в другом ТОО, который предложит лучшие условия? Нет. Вот отсюда и все конфликты, все трения, споры и суды. И местная исполнительная власть пальцем не шевелит, чтобы просто выполнить требования закона о развитии конкуренции в этой сфере. А почему? Догадайтесь с трех раз…