Срок НЕгодности, или Как легко нас обмануть

В каждом из пяти посещенных супермаркетов корреспонденты «НГ» обнаружили продукты с истекшим сроком годности

Юлия АНДРУСЕНКО, andrusenko@ng.kz,
Надежда КОВАЛЬСКАЯ, kovalskaya@ng.kz

Предновогодние закупки продуктов могут испортить многим костанайцам и стол, и стул

В последние недели перед главным праздником года народ толпами стекается в магазины, сметая с прилавков товары и не вглядываясь в этикетки. То, что под шумок в эти дни уходят и продукты с истекшим сроком годности, - это правило. Подтверждение в виде майонеза и колбасы с истекшим сроком годности корреспонденты «НГ» обнаружили в каждом из пяти посещенных ими супермаркетов.

Колбаса «замедленного действия»

Здоровьем потребляющего населения озаботились и на самом верху. На прошлой неделе премьер-министр РК Карим МАСИМОВ дал поручение министру экономического развития и торговли Кайрату Келимбетову проверить качество казахстанской колбасы. Премьер выразил сомнения по поводу того, насколько  соответствует действительности информация на ее упаковке. На что участвовавший в селекторном совещании аким Костанайской области Сергей КУЛАГИН отреагировал с ходу: «У нас самые чистые колбасы из стран СНГ».

Может, оно и так, вот только этикетки у наших чистых колбас, как убедились корреспонденты «НГ», совсем «не говорящие». Даже срока годности не найдешь.

О сроке годности этого продукта можно только догадываться

О сроке годности этого продукта можно только догадываться.

В супермаркете «ТОТ» (ул. Чкалова) в понедельник, 5 декабря, было многолюдно. Если верить наклеенным стикерам, у половины ассортимента на полке с мясными продуктами срок годности уже истек. На упаковке вареной колбасы «Хороший вкус» указано: «Хранить не более 72 часов». А рядышком наклеена полоска бумаги со сроком изготовления - 16 ноября 2011 года. Ясно, что колбаска далеко не первой свежести. Взяли ту, что приглянулась, и пошли на кассу.

просроченная вареная колбаса есть практически в любом супермаркете Костаная

Просроченная вареная колбаса есть практически в любом супермаркете Костаная.

Памятуя о жалобах в редакцию на то, что в супермаркеты невозможно вернуть просроченные продукты, решили попробовать. За покупку заплатили и вышли из магазина. Спустя пару минут вернулись с претензией. Кассир, мило улыбаясь, позвала администратора, которая не менее любезно согласилась обменять товар или вернуть деньги. Ее объяснение сложившейся ситуации откровенно позабавило:

- Тут написано, что колбаса трое суток хранится. Но торговые представители, когда к нам приходят, говорят, что это пишут просто так. На самом деле колбаса не портится дольше.

- Вы им возвращаете просроченный товар?

- Они не берут его.

Проверять истинность таких заявлений торговых представителей дегустацией колбасы мы не решились - забрали деньги на кассе и поехали дальше.

Просроченные - на любой вкус

В супермаркете «Астыкжан» некондиционным оказался питьевой йогурт «Био Баланс». Судя по цифрам на этикетке, кисломолочный продукт уже неделю непригоден к употреблению. Прихватив бутылочку, направляемся к кассе. Путь пролегает мимо витрины с фасованным сыром. Кроме магазинного ценника, у кусочков, обернутых в пищевую пленку, нет никакой маркировки, поэтому установить срок годности нереально. Спрашиваем у продавца, протягивая ему кусочек «сливочного»:

- А какой срок годности у этого сыра?

- Не знаю, сейчас посмотрю.

Сотрудник «Астыкжана» направляется к соседнему холодильнику, достает непочатую запаянную головку сыра и читает на ее упаковке срок годности. На что мы можем только в очередной раз удивиться. Во-первых, от этого куска сыра точно никто ничего не отрезал. Во-вторых, гарантии, что нарезанный и целый сыр - из одной и той же партии, нет никакой. Свои сомнения озвучиваем молодому человеку, на что он предлагает отрезать от еще целого сыра с маркировкой производителя столько, сколько пожелаем. Убедившись, что срок годности нарезки - истина непостижимая, берем нарезанный кусок сыра и идем к кассе. Оплатив покупки, «замечаем», что йогурт уже негоден. Обменяли его без разговоров.

простроченный питьевой йогурт на кассе обменяли без проблем

простроченный питьевой йогурт на кассе обменяли без проблем.

Настоящий «рекорд» установил томатный соус «Краснодарский» фирмы «Обжорка», обнаруженный нами в супермаркете «Норма» в цокольном этаже ЦУМа. Без внимания покупателей и товароведов он простоял на три месяца дольше положенного срока. Остальные баночки соуса были ненамного свежее. Также в «Норме» мы купили селедку «Vici» с истекшим сроком годности - в пластиковой упаковке весом 150 г. Рыбку мы решили вернуть спустя несколько часов. Как и в остальных магазинах, с нас потребовали  кассовый чек, сверили штрих-коды и вернули деньги. Что примечательно, практически на всех рыбных пресервах, которые мы встретили в супермаркетах Костаная, дата изготовления нанесена чернилами, которые нам удалось стереть легким движением руки. Дело остается за малым - поставить новую дату, и продукт становится «моложе».

Единственный супермаркет, где наши поиски не увенчались успехом - «Тамаша». Однако администрация магазина признает: плохо искали.

- Безусловно, случается, что нашим покупателям попадаются просроченные продукты, сказывается человеческий фактор, - рассказал «НГ» директор ТОО «Тамаша Маркет» Сергей СТРЕКАЛОВ. - Но у нас со всеми поставщиками заключены договоры, что просроченный товар мы им возвращаем.

предприниматели утверждают, что их продавцы просто не успевают убирать просроченные товары.

Предприниматели утверждают, что их продавцы просто не успевают убирать просроченные товары.

Доверяй и... не проверяй

Однако в том, что на полках магазинов встречаются просроченные продукты, виноват не только пресловутый «человеческий фактор», но и, как выяснилось, политика государства.

- Каждый месяц мы проводим плановые проверки продуктов в магазинах области, - отмечает заместитель главного государственного инспектора департамента Комитета технического регулирования и метрологии по Костанайской области Сабит КАППАСОВ. - Самые распространенные нарушения - отсутствие сертификатов, маркировок. Срок годности товаров мы тоже проверяем. Однако таких случаев пока зафиксировано не было. Дело в том, что по закону мы предупреждаем предпринимателя о проверке за 30 дней до нее. Только ленивый за это время не уберет всю просроченную продукцию с полок магазина.

Об этой же проблеме говорят и санитарные врачи.

- В связи с принятием законов, поддерживающих малый и средний бизнес, мы не имеем права нагрянуть с проверкой внезапно, - сообщил директор департамента Комитета госсанэпиднадзора Минздрава РК по Костанайской области Галым ЕСТЕКБАЕВ. - Это, конечно, проблема, но сейчас на уровне правительства рассматривается вопрос о том, чтобы разрешить сотрудникам госсанэпиднадзора проводить внезапные проверки. Все-таки это непосредственно связано со здоровьем населения. Сейчас мы можем отреагировать только на заявления граждан. Если человек принесет нам просроченный или испорченный товар, мы проводим экспертизу. Во главе угла в этом случае стоят фирмы, которые реализовали данную продукцию. На все претензии они отвечают: «Ну это же не мы произвели». Но ведь ты должен следить за тем, что поступает в твои торговые точки. За подобные нарушения предусмотрен штраф.

Как отмечает Естекбаев, покупателям стоит обратить внимание и на различные акции, когда в магазине предлагают товар бесплатно в приложение к уже купленному.

- Бесплатно ничего не бывает, - говорит главный санитарный врач области. - У одного из таких продуктов срок годности либо уже кончился, либо закончится в самое ближайшее время. Люди за рубежом в таких ситуациях правильно поступают: сразу подают в суд и получают, кроме денег, отданных за испорченный товар, еще и компенсацию за моральный вред. Мы тоже придем к этому.

Идите вы в суд!

Пока же наш покупатель, как правило, беспомощно мнется у кассы, если продавец  отказывается принимать некондиционный товар обратно. А ведь он может вернуть свои деньги и не устраивая скандалов в магазине.

- Отстоять свои права, если купленный продукт просрочен, гражданин может при условии, что у него есть чек, - поясняет председатель общества защиты прав потребителей «Доверие» Татьяна ПАВЛОВА. - Если у купленного товара не истек срок годности, но он явно испорчен, то заставить магазин признать свою вину тяжелее, но все-таки возможно. Вероятнее всего, продукт портится из-за несоответствующих условий хранения, а значит испорчен не только купленный вами товар, но и вся партия, что стоит на прилавке. В таком случае надо написать в госсанэпиднадзор заявление с просьбой провести обследование всей партии в указанном магазине. К заявлению приложить чек. В этом случае санитарная служба проводит проверку без предупреждения. Продукт забирается на экспертизу, о результатах которой потребителю будет сообщено в письме. Эти результаты помогут урегулировать конфликт в досудебном порядке либо обратиться с иском в суд. Так как речь идет о потребительских отношениях, то у покупателя есть шанс получить не только материальную компенсацию, но и компенсацию за моральный вред.

Ждать поправок в законодательство, которые освободят проверяющие органы от обязанности предупреждать предпринимателей о проверках, бессмысленно. Проще самим взяться за «воспитание» торговцев. Если каждый просроченный продукт обернется предпринимателю иском на кругленькую сумму, негодных товаров на полках явно будет меньше. Ну а в предпраздничный поход по магазинам все-таки нелишним будет захватить с собой лупу.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА


Что нужно сделать, чтобы на полках магазинов не появлялись просроченные продукты?


Руслан
 АБДЫКАЛЫКОВ,
начальник управления госсанэпиднадзора по г. Костанаю:
- Дело в том, что субъектам малого и среднего бизнеса сейчас дали зеленый  свет. Мы можем их проверять только раз в год. Внепланово мы это  делаем только по обращениям граждан. В этом году было 9 жалоб,  просроченные продукты были обнаружены в супермаркетах «ТОТ», «Норма», «Особа» и «Тамаша». Хозяева магазинов объясняют, что  товаров огромное количество, поэтому продавцы зачастую просто не могут уследить. Если бы сейчас существовал фактор внезапности проверок, как это было раньше, предприниматели бы задумались и более  ответственно относились бы к этой проблеме. А сейчас они просто прячут просроченную продукцию к назначенному сроку проверки.


Петр
СУХИНИН, директор ОЮЛ «АСПреДКО»:

- В борьбе с просроченной продукцией на первое место должна выйти инициатива со стороны потребителя. Купил негодный продукт - не молчи. Обращаться нужно в госсанэпиднадзор, в суд. А предприниматели должны бояться за свой имидж, особенно учитывая высокую конкуренцию. И если каждый испорченный продукт, купленный в его магазине, будет оборачиваться крупным скандалом, то вскоре этот предприниматель либо лишится клиентов, либо перестанет продавать некачественный товар. Но люди в большинстве своем слишком безынициативны.


Куралай
АХМЕДИНОВА председатель общества защиты прав потребителей «Фемида+»:

- Все в руках потребителей. Если он сам себя не будет защищать, то помощи ему ждать неоткуда. Нужно  самому обращать внимание на срок годности. Если бы каждый начал защищать свои права, то такого не было бы. Но для этого нужно знать, на что ты имеешь право. А у нас очень низкая правовая грамотность у населения.  Поэтому в первую очередь нужно эту грамотность повышать, причем прививать это с малых лет, тогда потребителя нельзя будет использовать. А у нас ведь как? Купил негодное и выкинул.

Аркадий ДЕНИСОВ, публицист:

- Всю жизнь, пока работал в профсоюзах, наблюдал, как нас лишали прав. В том числе и права контроля. Раньше, когда существовали народные контролеры, делались контрольные закупки, причем закупщиком мог оказаться случайный покупатель. Тогда продавцы боялись обманывать людей. А сейчас всех проверяющих знают в лицо, существующая система контроля над качеством продукта не работает. Поэтому нужно вернуть народный контроль. И если в каждом прохожем продавец будет ожидать контролера, то будет внимательнее относиться к товару, который продает. Это идеальное средство борьбы с просроченным и некачественным товаром.

Валентина КОМКОВА, президент Конфедерации труда Костанайской области:

- Я сама не так давно купила просроченную сметану. Считаю, что мы не избавимся от этой проблемы, пока не ужесточим наказание для предпринимателей за подобные нарушения. Безнаказанность порождает преступление. Что для крупного супермаркета штраф в несколько МРП? Предприниматель заплатил его и забыл об этом. Так нарушителей ничему не научишь. Штраф нужно увеличивать соразмерно нарушению - так, чтобы, заплатив один раз, предприниматель в следующий раз хорошо подумал, прежде чем выставлять просроченную продукцию на прилавки. А еще лучше, чтобы в самых тяжелых случаях, когда кто-либо пострадал от отравления, реализаторы несли уголовную ответственность.