«Очевидная перспектива»

«Вряд ли Назарбаеву в памяти народа хочется остаться «диктатором»

Евгений ШИБАРШИН

Некоторые эксперты уже предположили, что досрочные выборы депутатов мажилиса - это начало передачи власти от президента РК другому человеку. События последних дней говорят, что процесс вроде бы идет именно в эту сторону. Другое дело, что речь пока лишь о создании такого механизма, при котором внешняя канва власти может измениться, а внутреннее содержание останется прежним. То есть властные полномочия могут быть перераспределены, но ключевые моменты в политике будет определять Назарбаев. Точнее, его ближайшее окружение.

Так уж в Казахстане повелось, что о возможных реформах в сфере политики обычно оповещает советник президента Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ. На прошлой неделе в интервью республиканской газете «Литер» он подвел основные итоги 20-летнего пребывания Назарбаева и «обмолвился» по поводу ближайшего будущего политической системы Казахстана.

- Теперь, когда мы прошли период «управляемой демократии» с 1994 по 2011 годы, всем нам хочется сильного законодательного и представительного органа, каковым должен стать мажилис после 15 января 2012 года, - заявил советник. - Перспектива превращения Казахстана из суперпрезидентской республики в парламентско-президентскую - это перспектива очевидная отныне.

Связано ли предполагаемое усиление властных полномочий Парламента Казахстана с началом операции «преемник»? Или все-таки сам Назарбаев еще полон сил, а подвижки в сторону парламентско-президентской республики - это лишь продукт его тонкого политического чутья?

Скорее всего, работают обе причины. Ситуация в обществе такова, что для выплеска социального напряжения требуется создание политической отдушины. С другой стороны - жизнь любого главы государства не вечна, а потому наступает период, когда приходится думать о наследии, которое оставляешь. Вряд ли Назарбаеву при стольких заслугах в построении независимого Казахстана хочется в памяти народа остаться «диктатором» (как его иногда называют), после ухода которого страну будут раздирать распри по дележу власти. Лучше поделить ее сейчас, отдав больше полномочий Парламенту.

А раз так, то вполне логично принять решение: если депутатам предоставят дополнительные властные возможности, то нужно набрать туда людей, которые уже научились пользоваться властью. Для этой роли лучше подходят те, кто успешно работал на руководящих постах в госструктурах. На мой взгляд, именно такой необходимостью можно объяснить большое количество чиновников, заявленных «Нур Отаном» в своем партийном списке. Они и должны составить костяк парламентариев, которые будут «разумно» распоряжаться новыми властными возможностями, полученными после выборов 15 января. Ради того, чтобы эта задумка реализовалась в наиболее полной форме, выборы и перенесли на более выгодную дату.

Есть еще один фактор, который можно реализовать с помощью досрочных выборов - это необходимость утверждения нового состава правительства. Вполне возможно, что наступил тот момент, когда на посту главы кабмина уже пора «обкатывать» будущего главу государства, но такого человека, который будет способен работать в условиях нового распределения власти.