Рубрики газеты
 
 
Быстрее не бывает
 
 
Коронавирус в Казахстане: 727 случаев (+0 за сутки),
54 выздоровевших (+0 за сутки), 7 умерли (+0 за сутки)
Коронавирус в Костанайской области: 3 случая (+0 за сутки)

Рудненский «Конь» хочет в столицу

«Кошка» - одно из любимых творений Серикжана. Каких только кошек он не творил в своей жизни!

Дилара АРОНОВА, sudba@ng.kz
Николай СОЛОВЬЕВ (фото)

Серикжан ИЩАНОВ мечтает поставить свою скульптуру на площади Астаны

Когда-то рудненский самородок, скульптор Серикжан Ищанов стал открытием казахстанского искусства. Фигуры из меди и дерева поражали своей оригинальностью.  Его работы выставлялись в Костанае, Алматы, Астане и даже в Москве. Затем какое-то время о Серикжане не было слышно, и вот он снова заявляет о себе, говоря о своем желании поставить скульптуру «Конь» на площади в Астане...

- Серикжан, почему именно «Конь» и именно в Астане? Как появилась такая идея?

- Автор этой идеи - мой хороший друг москвич Андрей Косов. Он бизнесмен, но очень интересуется искусством. Именно ему пришло в голову, что было бы неплохо сделать монументальную скульптуру и поставить ее в столице, потому что это подняло бы мой статус скульптора на новый уровень... «Конь» - моя любимая работа, он изящен, красив и будет очень органично смотреться в садово-парковом варианте, поэтому я выбрал именно его. Я собираюсь изготовить его высотой 8 м из меди специально для площади. Все скульптуры, стоящие в Астане, выполнены в классических традициях, все мотивы навеяны историей Казахстана, а ведь это столица, куда съезжаются гости со всего мира. И что они видят? Что Казахстан живет прошлым, что персонажи скульптур - баи и бии. И что в столице совсем нет современного искусства. Я специально исследовал все объекты культуры  Астаны и этот факт мне очень не понравился.  Мой «Конь» прекрасно бы разбавил эту классику. В прошлом году я отправил письмо на имя акима Астаны Имангали Тасмагамбетова с просьбой принять в дар для города мою скульптуру и поставить ее в центре города. Письмо было перенаправлено в столичное управление архитектуры, где мне сообщили, что для «Коня» отвели место на окраине города. На такое предложение я не согласился.

- Но почему? Это не соответствовало вашим амбициям?

- Да, я действительно считаю, что эта работа очень хороша и достойна того, чтобы стоять не только в Астане, но даже в Москве или Париже.

- Вам не кажется, что начать можно с малого и постепенно развиваться: поставить скульптуру сначала в Рудном, потом в Костанае, затем продвигаться в Астану и Москву?

-  У меня немного другая точка зрения. Я считаю, что все предопределено. И каждая скульптура создана для «своего» города. У нее стиль и дух того населенного пункта, в котором ей предстоит жить. Пока моими руками еще не создана «рудненская» скульптура. Хотя в будущем я, конечно, планирую  создать что-то для родного города. А поставить скульптуру в Костанае я уже пытался, и моя попытка не увенчалась успехом. Конкретного ответа от властей областного центра я так и не услышал. А вот в «Коня» я верю. И верю, что он, рано или поздно, «поселится» в Астане. Когда я буду знать, что проект окончательно утвердится, я приступлю к изготовлению восьмиметрового «Коня».

- Вы производите впечатление человека очень амбициозного.

- Возможно, это и так. Но ведь какой скульптор не мечтает о том, чтобы его работы знал весь мир? Тем более что я отдал искусству слишком многое, чтобы не ожидать чего-то  взамен.

- Многое - это стабильный доход, которого зачастую лишены художники?

- Да, это тоже, но не только это. Я остался верен искусству, несмотря ни на что. Когда-то в Рудном было очень много творческих людей, интересных, талантливых, полных идей и планов. Рудный даже называли аномальной зоной. В самом лестном для творческих людей смысле. Но кризисы, проблемы сломили их, и они ушли кто куда. Многие занимаются  сегодня чем угодно, только не творчеством. Я тоже одно время хотел последовать их примеру. Когда нет заказов, нет денег, хочется бросить все и найти какую-нибудь «нормальную» работу. Жить, семью строить, наконец. Тогда я как-то удержался, работал, вырезал фигуры и постепенно заказы стали появляться. Но деньги не единственное, что волнует художника. Мне пришлось сделать выбор между семьей и творчеством, я выбрал творчество. Моя жена - замечательный человек, и все время, что мы жили вместе, она меня во всем поддерживала и помогала мне. Просто я оказался больше скульптором, чем семьянином. Многие меня потом осуждали.  Жена с сыном уехали в Костанай.

- Деньги вас мало интересуют. А регалии, признание? Звание лаурета премий и призера конкурсов имеют для вас значение?

- Не имеют. Бывает, смотрю на дипломы и думаю: «А зачем мне это нужно, разве это что-то доказывает?». Все это настолько зыбко и незначительно. Я стараюсь не добиваться званий, а радовать людей. Гораздо большую радость я получаю, видя, как людям нравятся мои скульптуры. Был интересный случай на выставке в Алматы. Женщина стояла и гладила мою скульптуру «Кошка», а потом посмотрела, улыбнулась и сказала: «Вот настоящих кошек вообще не люблю, а скульптуру гладила и гладила бы». Такие моменты - радость для художника.

- Вы не выставлялись уже достаточно давно, можем ли мы ожидать в ближайшее время увидеть ваши новые работы?

- Мне сейчас не хочется никаких выставок. Я делаю скульптуры на заказ и параллельно ищу себя. Читаю литературу.  Но сейчас учусь смотреть на мир философским взглядом, радоваться каждой мелочи. Пытаюсь полюбить неопределенность. Тем более что искусство сейчас мало кому интересно...

- То есть вы считаете, что интерес к искусству в Казахстане совсем слабый?

- Увы. В Москве на выставку приходит в два раза больше людей, чем где-либо в Казахстане. И это связано не только с тем, что население Москвы равно населению Казахстана. Там люди рассматривают скульптуры с гораздо большим интересом, обсуждают что-то. Когда возвращаешься на родину, грустно видеть, что у нас все совсем не так.

- А может дело в самих людях искусства и их неумении донести свою идею?

- Нет, думаю, что как это ни грустно, дело в обществе. В том, что основным приоритетом для подавляющего большинства казахстанцев остаются деньги, а не эстетическая сторона жизни.

- Где сейчас можно увидеть ваши скульптуры?

- Может быть, это звучит смешно, но я даже не знаю о судьбе некоторых своих скульптур. Например, 4 работы стояли в галерее в Алматы, но галерея закрылась, и что стало со скульптурами, я даже знаю. И об этом даже не жалею. Ведь я могу воспроизвести их еще вновь и вновь. А так, я знаю, что «Верблюд» стоит в Москве, несколько скульптур в Астанинской, Алматинской и нашей Костанайской галереях. Также многие работы куплены коллекционерами.

- Вы считаете, что уже можете ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы стать хорошим скульптором?

- Наверное, когда поставят «Коня» в Астане, смогу ответить. Я в этом деле более 20 лет, создал более 50 скульптур и все равно считаю, что мне есть куда стремиться.  Я хочу стать скульптором-универсалом, работать с разными материалами, освоить мрамор, освоить натуралистичный стиль. Скульптору нужно много и упорно работать. И все-таки я считаю, что нужен талант. В людском понимании художник - это человек в берете, в шарфе, задумчивый и грустный, живущий не в мире, а параллельно ему. А на самом деле, это человек, в котором заложен талант и упорство, если не сказать упертость. И этот талант - развивать вопреки всему.

Досье

Ищанов Серикжан Аманжолович.

Родился 24.03. 1966 г. в Рудном, в рабочей семье.

Окончил Рудненское техническое училище в 1984 году, по специальности сварщик

Лауреат премии «Казына» Клуба меценатов - 2001, лауреат премии международной ассоциации «Мир через культуру» - 1995, призер международного фестиваля архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома - 2003».

Разведен, имеет сына.


  • Рейтинг: 5.00
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Рейтинг: 5.00 (голосов 1)


Рейтинг статей
Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последним новостям



Материалы номера

Комментарии к статье
Вы не можете отправить комментарий анонимно,
пожалуйста зарегистрируйтесь.

Баха Бар
Re: Рудненский «Конь» хочет в столицу




Отправлено: 17.02.11 - 14:58 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Серик, я тебе летом у батута говорил - соглашайся на окраину Астаны, Астана - это сплошная окраина! Уже показывал бы всем - вот мой Конь.

guest
Re: Рудненский «Конь» хочет в столицу




Отправлено: 16.03.11 - 16:46 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Соглашайся Серик, ток имей ввиду что местные жители и прочие уралманы могут украсть твоего коня (или ногу, хвост) от коня и сдать её в пункт приёма метала. А так всё нормально лет через 400 будет. Не парься ставь.




Авторизация
 

 

Вопрос недели
Председатели 20 костанайских ПКСК предлагают привлечь сторонних специалистов к дезинфекции поъездов жилых домов. Готовы ли вы платить за такую услугу в вашем доме?
Да. В ПКСК для выполнения этой задачи нет ни средств, ни работников.
Да. Лучше потратить деньги на профилактику сейчас, чем на лечение потом.
Нет. Дезинфекцию подъездов должны проводить ПКСК, это их проблема.
Нет. Дезинфекцию моего подъезда будут проводить сами жильцы по графику.
 
Сейчас на сайте
Гостей: 64
Пользователей: 1
Всего: 65

Вы гость здесь
- 28 Queries | 72 Files Loaded: 641.3 Ko | Raw HTML: 64.54 Ko -
^ Наверх