100 баллов - предел мечтаний

Арман Абенов убежден в том, что оценка работы акиматов дисциплинирует госслужащих

Евгений ШИБАРШИН

Вводится система оценки работы акиматов

В правительстве РК приступили к изучению материалов работы управлений областных акиматов по итогам работы в 2010 году в соответствии с новой системой оценки эффективности деятельности государственных и местных исполнительных органов власти. Там же готовится постановление о начале процедуры оценки работы районных и городских акиматов. Вопрос в том, сможет ли данная система повысить уровень госуправления в регионах, или органы местной власти в очередной раз погрязнут в бумаготворчестве, отвлекаясь от решения реальных проблем?

Объективная оценка работы аппарата управления всегда была проблематична из-за отсутствия четких критериев, по которым можно судить о личном вкладе того или иного сотрудника, а также из-за большой зависимости от факторов, которые принято относить к категории «объективных». Тем не менее в Казахстане решили попробовать. Соответствующий указ президент РК подписал 19 марта 2010 года.

В Костанайской области эту тему курирует заместитель акима области Арман АБЕНОВ. Он сообщил «НГ», что в прошлом году данную систему в качестве пилотного проекта опробовали на некоторых министерствах и управлениях акимата Акмолинской области. Теперь распространили на всю республику. Эффективность деятельности областного акимата будет оцениваться по годовым итогам работы 12 управлений. Свои материалы за 2010 год они сейчас направляют для обработки и изучения в профильные министерства. Оттуда документы поступят в канцелярию правительства, затем в экспертную комиссию администрации президента и к ноябрю глава государства уже должен знать окончательный результат по прошлому году. Что касается городских и районных акиматов, то после принятия соответствующего постановления правительства их документы рассмотрят в областном акимате. 

Для оценки работы управлений берутся итоги по шести направлениям: достижение стратегических целей в курируемых отраслях, исполнение актов и поручений вышестоящих органов госуправления, управление бюджетными средствами, оказание государственных услуг, управление персоналом и применение информационных технологий. Оценка каждого из этих направлений делается по нескольким критериям (например, по управлению бюджетными средствами их 10). За каждый критерий присваивается определенное количество баллов и затем выводится итоговая оценка деятельности госоргана. В качестве источников информации берутся различные аналитические отчеты, материалы контроля соответствующих органов, стратегические планы и другие документы.

- За достоверность предоставленных материалов отвечает лично первый руководитель, - говорит Абенов. - К тому  же предполагаются контрольные проверки работников администрации президента.

Если госорган после подведения итогов наберет 90-100 баллов, его работа будет оценена как имеющая высокую степень эффективности. Оценка 70-90 баллов - средняя, 50-70 - низкая.

По мнению специалистов облакимата, методика выведения окончательной оценки очень сложна. Создается впечатление, что разработчики данной системы ставили цель максимально уйти от субъективности в оценке работы органов госуправления. Но смогут ли акимы и начальники управлений за всеми этими формулами увидеть свою конкретную работу, которая так или иначе повлияет на количество набранных баллов, сказать пока сложно. Арман Абенов, тем не менее, убежден, что такой подход дисциплинирует руководителей госорганов, и прежде всего - в использовании бюджетных средств:

- Если выделены средства на строительство и сдачу объекта в этом году, то и подрядчика нужно выбирать такого, чтобы не пришлось переносить стройку на следующий год. Иначе снизят оценку при подведении итогов, - отметил он.

Заместитель акима считает, что вначале в работе системы обязательно будут какие-то шероховатости, но после обкатки на практике в нее внесут необходимые поправки. А сложность новшества можно упростить одной формулой: «На государственной службе все нужно делать вовремя и качественно».

Фото из архива «НГ»