В трудных поисках брода и мостов

Из выпускников политехнического колледжа 2009-2010 учебного года по специальности работает меньше половины

Евгений ШИБАРШИН

Что мешает сотрудничеству учебных заведений и бизнеса?

В рамках реализации «Дорожной карты бизнеса - 2020» на обучение и переподготовку кадров для предприятий малого и среднего бизнеса Костанайской области в 2011 году из республиканского бюджета  поступит 179 млн тенге. На эти деньги предполагается подготовить 275 специалистов. В отличие от прошлого года, когда государство на эти же цели выделило 205 млн тенге, теперь бюджетные деньги должны быть истрачены не на снижение уровня безработицы, а на подготовку специалистов для реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития экономики Казахстана. Однако не получится ли так, что профессионально-технические лицеи и колледжи истратят государственные деньги на обучение специалистов, которые не будут востребованы на рынке труда?

Окончила политехнический, а стала продавцом

Казалось бы, дело простое: раз государство выделило деньги на подготовку кадров для работы на современной технике, достаточно подключить предпринимателей к проведению мониторинга потребности таких специалистов, после чего выдать соответствующие задания местным учебным заведениям. Неужели не найдется желающих использовать бюджетные средства на собственное благо? Чем не способ соединить частный интерес с назревшими потребностями экономики страны?

Сказать легко, а сделать, оказывается, не так-то просто. Вроде бы учебные заведения уже наладили связь со многими работодателями, чтобы обеспечить определенный уровень практической подготовки своих выпускников с последующим трудоустройством. А такие промышленные гиганты, как АО «ССГПО», еще имеют и свой учебный комбинат, где без каких-либо проблем обучают нужные себе кадры. Тем не менее есть еще сотни ТООшек и фермерских хозяйств, которым ничего другого не остается, как только «подбирать» то, что «сбрасывают» с себя «за ненадобностью» крупные предприятия. И это при том, что учебные заведения из года в год выпускают тысячи молодых людей, ищущих работу по специальности, но многие из них так и не находят ее. О каком «форсировании» индустриального развития в такой ситуации можно говорить?

Все эти проблемы были подняты на недавно прошедшем круглом столе в Костанайском политехническом колледже. Участвовавшие в дискуссии руководители учебных заведений, предприниматели и сотрудники управления образования областного акимата решение проблемы видят в развитии социального партнерства бизнеса и образования. Но как это сотрудничество сделать более эффективным? Настолько, чтобы можно было заниматься технической модернизацией производства?

По информации заместителя директора Костанайского политехнического колледжа по научно-методической работе Тамары ПИЛИПЕНКО, их учебное заведение заключило договоры о прохождении практики студентов с более чем 40 предприятиями.

- Но при всей востребованности на специалистов среднего звена выпускники, имея диплом специалистов, не находят применения своим знаниям, - констатировала замдиректора.

В качестве примера она привела данные по трудоустройству выпускников 2009-2010 года. Из 247 человек к работе приступили 87%, но из этого числа по специальности начали работать лишь 25%. Остальные устроились нянями, продавцами, социальными работниками. На сегодняшнем рынке труда эти профессии оказались более востребованными. А ведь этих молодых людей обучали для зерноперерабатывающей промышленности, которая в Костанайском регионе тоже, вроде бы, имеет определенные перспективы.  В ближайшие три года этот колледж выпустит еще 825 человек. Если социальное партнерство будет в таком  же состоянии, то получится, что более четверти из них учились впустую?

В дискуссии на круглом столе участвовал директор ТОО «Костанайская фабрика валяной обуви» Иван КОСИЦИН. Он выпускник этого учебного заведения и продолжает поддерживать с  ним связь. На фабрике работают несколько специалистов, получивших недавно образование в данном колледже, однако они не решили всех кадровых проблем. Сейчас там 30 вакансий. Как на места рабочих, так и специалистов.

- У нас 150 человек пенсионного возраста и очень много таких, кому до пенсии осталось  около 5 лет. Я не знаю, кто их заменит, - посетовал предприниматель.

Он выразил готовность уже в июне взять на практику 5-10 студентов для ремонта механизмов. Причем может оплатить их труд, а малообеспеченным даже предоставить место в общежитии.

Увы, но в данном случае речь идет не о желании получить специалистов, способных работать на новейшей технике, ради чего и выделяются деньги по «Дорожной карте бизнеса - 2020». Это, скорее, показатель, что некоторые предприниматели сейчас больше озабочены поиском специалистов для работы на том оборудовании, которым они располагают. Они еще не решили кадровую проблему, созданную предшествующими годами. Им бы сейчас выкарабкаться из кризисной ямы, вырытой в 90-х годах прошлого столетия. О каком тут техническом перевооружении можно говорить, если для текущей работы кадров не хватает.

Дело одно, а интересы разные

Впрочем, производства бывают разные. Но, судя по обмену мнениями на круглом столе, проблема для всех одна - слабость встречного движения бизнеса и системы образования. Ее внешнее проявление сформулировал председатель Ассоциации фермеров Костанайской области Жетес АМАНТАЕВ:

- Главный вопрос у бизнеса - нужны кадры, а у учебных заведений - куда деть кадры.

После ухода от плановой системы и появления частного сектора в экономике и системе профессионального образования сразу же обнажилась разница в интересах между ними. Бизнес хочет получать доходы с меньшими затратами, в том числе и на подготовку кадров, а учебные заведения теперь зарабатывают на платном обучении и вопросы трудоустройства выпускников для них становятся вторичными. В период первоначального накопления капитала в Казахстане такой подход приобрел настолько уродливые формы, что система образования теперь относится к одной из самых коррумпированных сфер. Когда оказалось, что диплом о высшем образовании можно фактически купить, желающих их обрести оказалось много, и встал даже вопрос о закрытии некоторых средних специальных учебных заведений из-за малого набора учащихся.

Начальник управления образования акимата Костанайской области Сауле БУРБАЕВА пыталась сгладить сложившееся противоречие между системой образования и бизнесом, обратившись к предпринимателям: дескать, мы с вами на одном берегу. К сожалению, это, скорее, мечта, чем отражение реальности. Берега разные. Другое дело - где найти брод или из чего построить мост, чтобы встретиться?

Доктор педагогических наук, профессор Римма БЕКТУРГАНОВА предложила решать проблему системно, с помощью государства. Возглавляя педагогический колледж, она пыталась звонить в районные отделы образования, чтобы выяснить потребность в учителях. Исходя из этой информации, одни специальности отменяла, другие - вводила. Инициатива кончилась тем, что поняла: так делу не поможешь, такими вопросами лучше заниматься специальному институту на уровне государства. Что касается учебных заведений, то, по ее мнению, их продуктивнее создавать при предприятиях. Там есть необходимая материально-техническая база, так лучше определяться с выбором специальностей и разработкой учебных планов.

Эти идеи на круглом столе не поддержали, отметив, что мониторингом кадровых потребностей нужно заниматься в регионах, а проблему повышения качества подготовки специалистов решать через заключение соответствующих договоров между предприятиями и учебными заведениями. В них должна быть предусмотрена и взаимная ответственность по обязательствам.

Правда, на том пункте, будет ли эта ответственность носить моральный или правовой характер, никто акцентировать внимание не стал. А зря. Дело в том, что для подготовки специалистов, способных работать на современной технике, нужно радикально решать вопрос о приобретении учебными заведениями этой техники или ее аналогов. Нужны большие деньги. Государство на такие расходы вряд ли  пойдет. Бизнесу тратиться на подготовку специалистов для других предприятий тоже не с руки. Значит, понадобятся какие-то нестандартные решения.

Как видно из упомянутого круглого стола, учебные заведения уже выходят с различными инициативами. Может быть потому, что их реализация больших финансовых затрат не требует. Получается так, что они должны лечь на плечи бизнеса. Вот тут-то и начнутся главные проблемы.  Пока же дело катится по наезженной колее: заявки на специалистов предприниматели местным властям передадут и обязательства по трудоустройству выпускников лицеев и колледжей могут на себя взять. А вот будут ли эти специалисты способны «форсировать» индустриализацию в Костанайском регионе, пока остается под большим вопросом.

Фото Георгия ШАПОВАЛОВА