Зыбкое согласие

Евгений ШИБАРШИН

В докладе, посвященном Дню Независимости, президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ высказался за необходимость отмечать праздник единства народа Казахстана «в новом формате».

- В этот день надо проводить массовые шествия в столице, областных центрах и городах. Было бы логично приурочить проведение к 1 Мая сессии Ассамблеи народа Казахстана.

Что тут нового - не очень понятно. Разве что лозунги, которые в годы советской власти на первомайских демонстрациях пропагандировали «солидарность трудящихся», теперь сменят на транспаранты, прославляющие «единство народа Казахстана». Тогда что именно подвигло составителей речи Назарбаева воткнуть в нее этот «продукт»? На мой взгляд, причиной такой скоропалительности стали столкновения на межэтнической почве, которые произошли в Москве и других российских городах.

Руководство нашей страны наверняка понимает, что межэтническое согласие, которым Казахстан выгодно отличается, держится на очень зыбкой почве. Другое дело - насколько власти способны противостоять тем сдвигам, которые происходят в глубине общества и не так видны на поверхности. Судя по предложению праздновать День единства «по-другому», арсенал инструментов, сглаживающих межэтническое напряжение, не так велик. Более того, это предложение обнажило растерянность властей перед новой реальностью: что делать с национализмом среди молодых людей, выросших уже в новой республике? Назарбаев в своей речи предлагает простой рецепт:

- Нам важно передать традиции дружбы и согласия будущему поколению казахстанцев.

После чего и предлагает «переформатировать» первомайский праздник. Можно, конечно, утешить себя, что ксенофобию юных россиян могли вызвать трагедии, пережитые из-за войны на Кавказе и террористических актов. В Казахстане, дескать, подобного не было, и потому нам такие проблемы не грозят. Но ведь «под раздачу» в российских городах попадают не только «лица кавказской национальности», но и азиаты. А что они россиянам плохого сделали? Или это уже следствие русского национализма, над формированием которого поработали как патологические шовинисты, так и цивилизованные идеологи российского патриотизма? И не говорят ли эти факты о том, что проблема не только в специфике российской действительности?

Подобных вопросов множество. На каждый из них отвечают по-разному. Молодым головам трудно переварить всю эту идейную кашу. Им проще разделить людей на «наших» и «не наших». Поводов для такой «селекции» больше чем достаточно. Особенно много их стало после того, как мы стали выходить из прошлого, где государство жестко регулировало отношения между людьми, в общество острой конкуренции. Теперь, претендуя на определенное место под солнцем, каждый человек пытается по максимуму использовать все факторы. В том числе - этнический. Зачастую он становится определяющим. Его теоретически оправдывают, политически камуфлируют, а потом мы «неожиданно» получаем драку между молодыми людьми на межэтнической почве.

Теперь это напряжение хотят снять, втиснув студентов и школьников в праздничные колонны, которые будут демонстрировать акимам, как в Казахстане все народы живут дружно.