Красиво, но не безопасно

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

О достоинствах и недостатках тюнинга.  

Нередко на улицах можно увидеть автомобили, обильно обвешанные всякими прибамбасами. Все они явно не предусмотрены заводской конструкцией машины. Так ли уж и безобидны эти творческие шалости автолюбителей? Свое мнение по этому поводу мы попросили высказать старшего преподавателя инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадия САВЕЛЬЕВА:

- Все это называют тюнингом. Специалисты под этим понятием имеют в виду настройку автомобиля. То есть водитель решил усовершенствовать технические характеристики своей машины и для этого вносит какие-то изменения в ее конструкцию. Это может быть замена чипа в электронном блоке управления, программа которого будет задавать другой режим работы двигателя. Иногда меняют даже некоторые агрегаты или узлы, чтобы увеличить мощность двигателя или сделать его работу более экономичной.

У нас под тюнингом чаще понимают изменение внешнего облика автомобиля. Это тоже «настройка», но только аэродинамических качеств машины. Если дополнительные детали ставятся с целью уменьшения расхода топлива, устранения шума, повышения устойчивости движения автомобиля, такую настройку можно только приветствовать. При условии, что детали будут покупать сертифицированные и ставить их в точно определенные места. Если же водитель хочет лишь украсить автомобиль или облегчить условия технического обслуживания, то здесь можно получить неожиданный отрицательный эффект.

Дело в том, что современные автомобили, прежде чем их запустят в серийное производство, проходят испытание в аэродинамической трубе. Там находят оптимальный внешний контур машины, помогающий сохранить технические характеристики, задуманные конструкторами. Любые изменения могут нарушить этот компромисс.

Например, для устойчивости движения на больших скоростях водитель может поставить на крышку заднего багажника спойлер. Он дает эффект антикрыла, прижимающий автомобиль к дороге. Но если основную часть он проводит на городских дорогах, где приходится держать невысокую скорость, то это будет лишь дополнительная неровность, «пожирающая» топливо.

Специалисты решили проверить расход бензина в условиях, когда все щели автомобиля заклеили. Он оказался на 10% ниже. Настолько же от нормы он возрастает, если вы поставите съемный багажник.

Некоторые водители снимают защитные щитки, которые завод-изготовитель устанавливает под двигателем, под выпускной системой или бензобаком. Автолюбители думают, что они там не нужны и только грязь от дороги собирают. А ведь щитки поставлены для формирования нужного воздушного потока. Так лучше обдуваются двигатель и тормоза, к тому же они создают антишумовой эффект.

Если говорить о шуме, то можно вспомнить пример с одной из моделей «Жигулей». Там лишний шум убрали только после того, как вместо одного бокового зеркала поставили два.

Имейте в виду и еще одну очень важную деталь. Если вы поставите спойлер неграмотно, то могут «уйти» углы установки колес. А неправильно установленный передний спойлер создаст проблемы с обдувом двигателя, коробки переменных передач и тормозов.

То же самое возможно и с пластмассовыми колпаками на колесах. В тех, что предусмотрел для данной модели завод-изготовитель, обычно имеются отверстия, через которые проходят воздушные потоки, охлаждающие тормоза и удаляющие грязь с тормозной системы. Тем самым продлевается ее ресурс. Поэтому, если вы не имеете возможность купить колпак, выпускаемый именно для модели вашего автомобиля, то приобретите похожий на него по конструкции.

При поездке на небольших скоростях отрицательный эффект от неграмотного тюнинга вы можете и не заметить. Но стоит только выехать за город, вы заметите увеличение расхода топлива. И что самое важное, произвольное изменение направления обтекаемого воздушного потока сделает движение автомобиля неустойчивым, что грозит большими неприятностями.