Не пирамида, а сверкающий конус!

Вадим СОБОЛЕВ, ng@ng.kz

Сетевой маркетинг нельзя считать средством борьбы с безработицей

14 сентября исполнилось 5 лет со дня официального признания в Казахстане сетевого маркетинга одним из видов розничной торговли. В 2005 году правительство РК подписало постановление № 918 «Об утверждении правил розничной торговли вне торговых мест путем сетевого маркетинга».

Расцвет его в 90-е годы связывали со знаменитым «Гербалайфом». «Обращаем Ваше внимание: наша компания не пирамида! Это сверкающий торгово-финансовый конус, вершина которого направлена к заоблачным высотам процветания! Вы можете получать прибыль, даже ничего не продавая! Все наши дистрибьюторы - большая дружная семья, в которой каждый подчиняется каждому. Конечно, многие новички не способны отличить дорогую помаду от цветного мелка. Действительно, это непросто. Но мы поможем Вам!»

В таком ироническом ключе представляла сетевой маркетинг газета «Красная бурда». Казалось, доверие к нему падает. Но в условиях кризиса «сетевики» активизировались. Безработные реже пропускают их объявления о призыве. Но может ли сетевой бизнес стать панацеей для безработных?

По данным международной статистики, 600 миллионеров сделали свои состояния именно на системе сетевых продаж. Более 25 миллионов человек в мире работают в сетевом маркетинге. Для четверти из них - это профессия.

Так что это - очередной «лохотрон»? Или прогрессивная система продаж, дающая существенное снижение цен на товары для потребителя и реальный заработок для дистрибьютора?

Просчитано, что цена товара увеличивается в среднем на 50-60% за счет расходов на рекламу и организацию продаж через торговые точки. Сетевики снижают цену товара за счет прямой доставки его к потребителю через сеть дистрибьюторов. Заработок дистрибьютора зависит, во-первых, от количества проданного им товара (купленного у компании со скидкой в 20-40%), во-вторых, и это основная часть заработка, от количества людей, привлеченных им к работе, и от того, сколько человек эти люди смогли привлечь в сеть. За привлеченных - организацию своей «ветки», «цепочки» - компания выплачивает комиссионные.

Моя знакомая, придя на собеседование в сетевую компанию, записала такую раскладку, данную менеджером для новичков: «Если вы ежемесячно в течение года будете привлекать в свою сеть одного человека, а тот также одного человека в месяц, который тоже привлечет еще одного и т. д., то через год ваша сеть составит 4 096 человек.

Предположим, стоимость вашего товара - $100. Если вы в месяц сделаете 4 продажи (при скидке на товар 25%), то заработаете 100$. Заработок от работы людей, привлеченных в сеть (при 5% комиссионных), к концу года составит $20480 в месяц (4096*100*0.05). Это при условии продажи каждым дистрибьютором одной вещи в месяц. Неплохо? Но всего 3-5% дистрибьюторов могут достичь действительно высокого уровня.

По данным одной из крупнейших компаний с объемом продаж в $3 млрд, 54% ее распространителей зарабатывают лишь 65$ в месяц, а 80% продукции компании потребляют сами распространители.

Обычно работа в таких фирмах начинается с закупки товара у фирмы с обязательным условием самим употреблять продукцию фирмы. Иногда требуется еще вносить деньги за обучение. Боязнь потерять вложенные деньги приводит к дальнейшей работе, к дальнейшим покупкам и т. д. Человек начинает «вкалывать» на компанию. 90% сотрудников обречены всю жизнь бежать за грядущим заработком и всю жизнь потреблять продукцию компании.

Правительство РК с большим опозданием принялось регулировать сетевой рынок. И вряд ли даже с адреналиновым ударом кризиса сетевики поднимутся до уровня середины 90-х. Поэтому самозанятость населения в сфере сетевого маркетинга не может являться основанием для заявления властей о снижении уровня безработицы и замалчивания проблем в сфере трудовых отношений.